Найти тему
Часовой истории

Советская власть и Русская Православная Церковь - противостояние без победителей.

Оглавление

Антагонисты

Про то, как большевики притесняли служителей церкви, сообщается множество фактов, правдивых или мнимых, не разберешь. Априори все считаются правдивыми и на этом основании выносится вердикт, что Советская власть и Русская Православная Церковь – непримиримые антагонисты.

Решают люди

Можно, конечно, поверить на слово – раз говорят, что все большевики горят в аду, значит так и есть, будто кто-то хоть одним глазком видел, что там. А если вспомнить, что ад - это удаление от источника Божественной любви, а Бог – квинтэссенция справедливости и любви к ближнему, то судьба огромного числа коммунистов, отдавших свои жизни ради спасения других людей, независимо от того, верующие они или атеисты, представляется примером истинного служения богу. Было бы огромным шагом вперед по объединению общества, если бы РПЦ причислила бы кого-то из них к лику святых, хотя бы местнопочитаемых. Был бы невероятный по силе пример объединения на основе дела, а не слов, даже если это и слова молитв. Не всякая молитва будет услышана, а только истинная. Настоящих молитвенников не так много по сравнению с тем, сколько тех, кто способен сделать что-то хорошее для других. И их число сопоставимо с теми, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили другие. Скажут, что есть правило - причислять к лику святых тех, кто принял смерть за веру. В любом случае, решают люди.

Вспомнить и другое

Это небольшое вступление предваряет еще один экскурс в нашу историю с одной единственной цель – восстановить справедливость и напомнить о фактах, о которых почему-то забыли. Впрочем, почему-то – риторически сказано – понятно почему – чтобы легче было манипулировать сознанием и склонять на ту или иную сторону в историческом споре о противостоянии между Советской властью и Русской Православной Церковью.

«Советская власть в первые месяцы своего существования приняла законы о свободе совести и верований, и отделила церковь от государства и школу от церкви (декреты от 16 и 18 декабря 1917 г. и 20 января 1918 г.). Религия была признана частным делом граждан, церковь потеряла право участия в государственной деятельности. Преподавание закона божьего в школах отменялось. Устанавливался гражданский брак и развод по суду. Церковная собственность, в том числе крупные монастырские поместья, объявлялась народным достоянием. Эти декреты лишали православную церковь положения государственного института и в значительной степени подрывали источники ее доходов» (http://www.k2x2.info/istorija/pravda_o_vragah_naroda/p4.php) – источник интересен и по другим темам начального периода становления Советской власти, кому интересно, могут поинтересоваться – с чем в итоге пришлось Советской власти бороться и почему она победила.

«19 января 1918 г. патриарх Тихон выступал с посланием к верующим, в котором призвал «стать на защиту церковного достояния» и «если нужно будет, и пострадать за дело Христовой веры».(источник тот же)

С этого и началась борьба от лица Русской Православной Церкви с Советской властью.

Восприятие

Сначала ограничивались воззваниями от имени Всероссийского священного собора, в которых все декреты назывались «сатанинскими», а тем, кто подчинялся, грозили карой, вплоть до отлучения от церкви. Или борись или ты враг. Для многих, в ком православие и вера в справедливость жили, как единое целое, такая постановка вопроса означала непростой выбор – между справедливостью на небесах или с помощью власти, которая выступала не от имени бога, а от имени народа, который ею и наделялся. Советская власть победила потому, что ее поддержало большинство, что означало для многих верующих – если так, то по воле божьей.

http://leninmemorial.ru/upload/iblock/637/637c9f786bf72ad135326cbde6f3b670.jpg
http://leninmemorial.ru/upload/iblock/637/637c9f786bf72ad135326cbde6f3b670.jpg
https://pastvu.com/_p/a/8/w/u/8wutsti3hipiksg0sj.jpg
https://pastvu.com/_p/a/8/w/u/8wutsti3hipiksg0sj.jpg
https://diafilmy.su/uploads/posts/2012-03/1332866768_16.jpg
https://diafilmy.su/uploads/posts/2012-03/1332866768_16.jpg

От воззваний и крестного хода к вооруженной борьбе

Следующей масштабной акцией стал московский крестный ход 28 января 1918 г. Советская власть его не запрещала, как ожидали, а проводила разъяснительную работу среди потенциальных участников. В обращении Президиума Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Москвы и Московской области «Ко всем гражданам» говорилось:

«Крестный ход на 28 января назначен против власти рабоче-крестьянского правительства. Граждане увидят, как вся буржуазия присоединится к этому шествию. Потому что сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов и свободы веры. Этому никто и ничто теперь не угрожает. Оно восстало на защиту богатств, имений, земель, жалованья в 200 тысяч рублей митрополитам, в защиту миллионов, накопленных в монастырской казне, в защиту сытой, спокойной и бездельной жизни сотен тысяч праздных и богатых людей».(источник тот же)

Предположения подтвердились – крестный ход собрал антисоветчиков всех мастей отовсюду.

В марте 1918 в СНК поступила декларация, в которой декреты назывались «оскорблением религиозных чувств народа». Начались повсеместные беспорядки, организаторами которых выступали представители церкви, встав на сторону открытой контрреволюции. Тревожные известия поступали из разных уголков молодой Советской республики.

«…в стране произошло 1414 кровавых столкновений, спровоцированных антисоветчиками и реакционными церковниками…. во время беспорядков были убиты 138 коммунистов. Революционные трибуналы республики в 1918—1919 гг. рассмотрели 78 дел о преступных действиях церковников.» (источник тот же)

«Не было ни одного крупного антисоветского заговора, в котором бы не участвовали реакционные церковники. Как установлено при расследовании заговора Локкарта…в августе 1918 г. английские разведчики Сидней Рейли и Хилл передали патриарху Тихону 5 миллионов рублей..».(источник тот же)

Несколько эпизодов весьма показательны насколько ожесточенным было противостояние и как вела себя Советская власть по отношению к тем, кто всеми силами раскачивал лодку.

«Во время ярославского восстания священник Владимирской церкви с колокольни стрелял из пулемета по красноармейцам. В муромском восстании участвовали монахи, а престарелый епископ Митрофан дал мятежникам «благословение» и собрал в их пользу крупную сумму денег. Владимирский губернский революционный трибунал, рассмотрев дело об этом восстании, освободил Митрофана от наказания, учитывая, его преклонный возраст, и ограничился выселением его из Мурома; муромский же монастырь, как очаг антисоветчины, был закрыт…."

Одним из руководителей антисоветского восстания в селе Беловодском (Семиречье) являлся местный священник Иван Ткачев… организовал «черный отряд для истребления антихристов-большевиков». (источник тот же)

На территории, занятой белогвардейцами и интервентами, архангельское духовенство во главе с епископом Павлом (П. А. Павловским) 15 августа 1918 г. в № 14 архангельских «Епархиальных ведомостей»… «поздравили» верующих с падением Советской власти и прибытием в город «союзников» – англичан, французов, американцев, и призвали всех: «Поднимайтесь на защиту родины! Не ждите приказа о наборе. Идите сами доброй волей!»(источник тот же)

Протоиерей Воскресенской церкви М. И. Попов стал автором «акта о явлении под Архангельском богоматери»: гимназисты видели, как «…видела невысоко над горизонтом к Почтамтской ул. на северо-западной стороне пресвятую деву Марию в сидячем положении и не во весь рост с богомладенцем Иисусом Христом. Она простирала обе руки вперед ладонями вниз и покрывала город. Младенец часто двигал руками... и т.д». (источник тот же). По замыслу авторов видение должно было убедить людей, что интервенция - это «благословенное дело», а не беда.

"Иисусовы полки"

Колчака торжественно встречали уфимский епископ Борис (Шипулин) в Пермском кафедральном соборе, который обратился к нему с речью как к «освободителю от большевиков». В поддержку Колчака выступили Екатеринбургский и Ирбитский архиепископ Григорий (Яцковский) и другие. В Сибири начали создаваться так называемые «иисусовы полки», «дружины святого креста» в которые вступали все, кто ненавидел Советскую власть и хотел бороться с ней под эгидой церкви. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 39 высших иерархов православной церкви, которые также поддержали Колчака в обмен на щедрые «пожертвования».

В Ставрополе в 1919 году Деникин инициировал избрание Высшего церковного управления Юго-Востока России, который провозгласил миссию РПЦ: «Гидра большевизма и после всех ударов, нанесенных ей нашими доблестными армиями с их беспримерными вождями-патриотами христианами, стоит еще с поднятой головой… Церковь должна поднять и крест и палицу свою против этой гидры, как подняла бы она все оружие свое против антихриста».(источник тот же). Известен целый ряд воинствующих представителей церкви, которые оставили о себе недобрую память. Это бывший протопресвитер царской армии Георгий Шавельский, священник Владимир Востоков, организовавший так называемое боевое «Братство животворящего креста», на Украине активно действовал митрополит Антоний (Храповицкий) и многие другие

Долготерпение

Долгое время Советское правительство проявляло сдержанность. На случаи противодействия декретам отвечало проведением революционных трибуналов, которые осуждали, разоблачали и… отпускали или назначали символическое наказание. И продолжали бороться словом.

«Всероссийская чрезвычайная комиссия 11 июня 1918 г. оповещала население: «…ни один священник, епископ и т. д. не был и никогда не будет арестован только за то, что он духовное лицо; те же, кто ведет контрреволюционную деятельность, независимо от своей принадлежности к духовному званию, будут привлекаться к ответственности, но не за религиозную, а за антиправительственную деятельность».(источник тот же)

Революционные трибуналы

Однако церковники не собирались сдаваться. В 1921 году состоялся Новгородский революционный трибунал по делу митрополита новгородского и старорусского Арсения (А. Г. Стадницкого), епископа Алексия (С. В. Симанского) и еще целой группы священнослужителей. Несмотря на декрет об отделения церкви от государства, они возобновили подушный сбор населения, в трудовых артелях ввели монастырский устав, взяли на себя бракоразводные функции, публиковали в местных губернских газетах статьи, в которых содержались призывы к неповиновению новой власти.

Решением губернский революционного трибунала всех приговорили… к условному наказанию.

https://ic.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/5643226/5643226_original.jpg Иллюстрация. Петроградский процесс — судебный процесс, проходивший летом 1922 года в Петрограде над петроградским духовенством. Было 86 обвиняемых.
https://ic.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/5643226/5643226_original.jpg Иллюстрация. Петроградский процесс — судебный процесс, проходивший летом 1922 года в Петрограде над петроградским духовенством. Было 86 обвиняемых.

Виновные, проходившие по делу о «Совете объединенных приходов», развернувшим бурную антисоветскую деятельность главным образом на Украине, также отделались относительно малыми сроками наказания. Бывший обер-прокурор святейшего синода А.Д. Самарин, который уже арестовывался в 1918 году, был отпущен ВЧК и в 1919 году арестован снова, поскольку продолжил начатое, несмотря на обещание больше не заниматься контрреволюционной деятельностью. Дело «Совета объединенных приходов г. Москвы» рассматривалось в губернском революционном трибунале с 11 по 16 января 1920 г. с участием обвинителя Н. В. Крыленко и семи защитников. Перед судом предстали 12 подсудимых, в том числе Самарин... Руководители «Совета» не признавали себя виновными, утверждая, что не имели в виду выступать против Советской власти и действовали исключительно в целях «оживления церковной жизни».(источник тот же). А то, что "оживление церковной жизни" заканчивалось призывами к вооруженной борьбе, считали, видимо, досадным недоразумением.

«Цветков и Фиргуф (игумен Иона) были осуждены на 5 лет, иеромонах Савва и священник Тузов – на 3 года лишения свободы каждый. Протоиерей Успенский, дьякон Смирнов, ризничий Ефрем и другие – к условному наказанию. Еще до окончания гражданской войны все осужденные к лишению свободы были выпущены на свободу по амнистии…»(источник тот же).

Вывод

Не следует относиться к этой информации, как к всеобъемлющей и все объясняющей. Это эпизоды, по которым можно составить представление о том, как именно разворачивалось противостояние между большевиками и представителями церкви, которые вели не только идеологическую, но вооруженную борьбу.

В любом случае, односторонний взгляд на историю, в которой большевики «искореняли огнем и мечем православие», наносит ощутимый вред единению общества и не соответствует действительности. Если говорить о перегибах при исполнении решений декретов, что имело место и принимало самые безобразные формы и методы, необходимо помнить о том, какую роль сыграли представители церкви в контрреволюции и интервенции.

Советская власть провозгласила принципы нового бытия, исходя из ситуации, которая сложилась на момент революции. Целый ряд представителей церкви выступил против новой власти. Но за новой властью пошло большинство населения страны и это не просто так, а потому, что.

От того, что Советская власть одержала победу, народ не перестал быть православным, а мусульмане - приверженцами мусульманской веры и т.д. Все истинное сохранилось на уровне генетического кода и органично соединилось с идеологией строителей коммунизма, где главным была социальная справедливость и равенство, можно смело добавить - перед богом.

Необходимо также вспомнить о периоде восстановления взаимного доверия, начало которому положил Сталин. Вместо этого продолжают клеветать, возбуждать непримиримость, ненависть. Поносят и самого Сталина, отрывая от великих побед тем самым, обезглавливая их.

Национальная идея

Все ищут национальную идею! Хотя она лежит на поверхности – принять свою историю такой, какой она была, а не переписывать в угоду политической конъюктуре, как это было сделано после разрушения СССР теми, кто его разрушил.

Убежден - всегда и во всем надо искать то, что объединяет, а не разводит по разные стороны, делая нас слабее и уязвимее.