С 2019 года спрос на формат удаленной работы в России вырос в три раза. На это повлияло несколько факторов, среди которых ключевую роль сыграла пандемия COVID-19: с начала 2020 года 30% офисных работников были переведены на удаленную работу. Именно благодаря этому тренду значительно усилился темп цифровой трансформации бизнеса – многие компании всерьез задались вопросом рациональности использования офисных помещений и созданием целых удаленных команд.
Все эти изменения явились причиной появления идеи и дальнейшей разработки проекта Office 2 Go. Его фаундеры познакомились в 2021 году, в процессе обучения на программе SKOLKOVO CDTO, посвященной цифровой трансформации.
Office 2 Go – это корпоративный маркетплейс коворкингов и гибких офисов, онлайн-платформа для бронирования рабочих мест и помещений. Если объяснять бизнес-модель проекта привычным языком сравнений, это “Uber или Airbnb в сфере коворкингов”, но с определенными нюансами, делающими Office 2 Go отличным от конкурентов.
От инсайта к имплементации
Самоизоляция дала людям возможность почувствовать все прелести удаленной работы, и ее восприятие серьезно изменилось как с точки зрения работника, так и работодателя. Когда стало понятно, что во многих сферах эффективность сотрудников “на дистанции” не упала, а в какой-то мере даже и выросла, бизнесы охотно стали оптимизироваться и продолжили традицию “удаленки”. Как говорит один из фаундеров проекта Алексей Рундасов, инсайт проекта скрывался именно в этой области, оставалось только найти внятное рыночное предложение.
В поиске позиционирования помогли основные “боли”, которые испытывают удаленщики: трата времени на логистику до офиса и обратно, а также нерабочая атмосфера в домашних условиях и кафе. Шаг за шагом фаундеры Office 2 Go пришли к пониманию, что их целевая аудитория скорее не фрилансеры и сотрудники компаний, а непосредственно бизнес – руководители и эйчары. Причина скрывается именно в изменениях трудовых взаимоотношений за последние 2-3 года: соискатели, особенно из IT-сектора, все чаще выбирают работать в тех компаниях, которые предлагают удаленный формат.
“IT – среда конкурентная, прогрессивная. По моей оценке, до 50% соискателей отсеивается еще на ранних этапах, когда узнает, что в компании нет дистанционного формата работы. Сегодня для 70% сотрудников удаленка – важный мотивирующий фактор. Разумеется, бизнес это видит и начинает менять подход. А мы увидели в этом возможность,” – отмечает кофаундер платформы Андрей Духовный.
Таким образом, к учредителям пришло понимание, что на рынке есть потребность в платформе, которая соберет в одном месте все предложения по предоставлению удаленных рабочих мест, а ее основной клиент – корпоративный сектор, который нуждается в них для своих сотрудников. При этом потребность не всегда ограничивается только одним рабочим местом: у компаний нередко возникают запросы для офлайн-встреч удаленных команд. В этом случае на платформе можно осуществить краткосрочную аренду больших пространств.
Бизнес-идею фаундеры предложили на активное обсуждение в рамках программы CDTO. Презентация идеи среди студентов и наставников прошла удачно, и проект стал первой реальной компанией потока: MVP был запущен еще в процессе обучения.
Куда движется проект
Отсутствие привычной офисной дисциплины и распорядка дня, прямой коммуникации с коллегами, необходимость совмещать работу с домашними обязанностями – все это стало драйвером для перехода сотрудников на гибридный график работы с частичным посещением офисов, отмечает Ольга Юдина, руководитель отдела персонала макрорегиона “Москва” компании “Первый Бит”. Эксперт считает, что, несмотря на наличие более ста офисов по России, потребность в объединяющих пространствах для сотрудников сохраняется и запросы только возрастают:
“Учитывая, что аренда классического офиса и его жизнеобеспечение не всегда рентабельны, и зачастую площади простаивают, мы стали смотреть в сторону коворкингов и гибридных офисов. Сервис предоставляется “под ключ”, а оплата производится за фактическое пребывание каждого сотрудника в нем. Онлайн-платформа Office 2 Go позволяет нам выбрать оптимальный вариант с наименьшими трудозатратами”.
Сейчас на платформе Office 2 Go около двадцати коворкингов, и их число постепенно растет. Проект находится в стадии отладки операционных процессов, расширения функциональности и разработки roadmap, поэтому пока что о массовом онбординге арендодателей говорить не приходится. Но, как утверждает Алексей Рундасов, команда стремится именно к массовости:
“Нашим основным преимуществом должно стать лояльное ценообразование и прозрачность модели. Платформа ориентирована именно на B2B-сегмент, что тоже должно стать ее УТП: единая точка бронирования для корпоративных заказчиков. Режим одного окна крайне удобен: подключается один бизнес-аккаунт, при нашем участии решаются все юридические и операционные моменты”.
Но на этом функции платформы не кончаются. По мнению кофаундера Алексея Казарина, идеальный бэкенд проекта – это полноценная система управления коворкингами. Главным пользовательским удобством для корпоративного сегмента становится некий коворкинг внутри компании, когда любой сотрудник сможет выбрать удобное для него место работы в любой точке города, где он на данный момент находится. Для этого команда должна постепенно преодолеть несколько сложностей: подключить все доступные места в спальных районах Москвы и Санкт-Петербурга – есть спрос на удаленные рабочие места именно в этих зонах. О выходе на глобальный рынок в Office 2 Go сейчас не задумываются: в приоритете охват российского рынка и, возможно, СНГ. Цель компании на 2022 год – подключить 1000 ключевых локаций.
“Возможно, что платформа даже решит задачу глобальной оптимизации офисных пространств в России, трансформирует рынок. Мы очень хорошо вписываемся в модель sharing-экономики, предоставляем возможность краткосрочной аренды качественных рабочих мест,” – рассуждает о перспективах Алексей Казарин.
Кроме того, фаундеры отмечают, что предоставление удаленного места работы в коворкинге или аналогичном пространстве постепенно становится частью соцпакета, наряду с абонементами в фитнес-центры или корпоративным такси. Эта тенденция говорит о том, что платформа Office 2 Go вполне нашла свой product-market fit – проект способен закрывать растущие потребности компаний в краткосрочной аренде рабочих мест. Остается только прочувствовать темп роста этого рынка и идти с ним в ногу – но, как говорит Алексей Казарин, следовало бы не идти, а бежать: когда видно потенциал, двигаться хочется куда быстрее.