Найти тему
Митя Самойлов

Как я понимаю, крупных литературных премий в России теперь нет.

Как я понимаю, крупных литературных премий в России теперь нет.

НОС себе вообще представить невозможно — Ирина Прохорова, Анна Наринская, Юрий Сапрыкин вручают премию на деньги Михаила прохорова. А кому? Тоже непонятно.

“Национальный бестселлер” просто закрылся. То есть отменился, но все ж понятно. Что, в следующем году найдется какой-то спонсор, который станет оплачивать всех рецензентов и прочую церемонию? Конечно, нет.

“Большая книга” тоже, видимо, пропала. Или, допустим, дойдут они как-то до объявления короткого списка. И что это будет? Вот ГУМ — там в красивом зале наверху проходит торжественный обед, на котором объявляют финалистов. Дмитрий Быков, Линор Горалик, Дмитрий Глуховский, Александр Иличевский, Саша Филипенко?

Или кто? Игорь Свинаренко, Роман Сенчин, Василий Авченко?

И о чем они все будут говорить? Что будут чувствовать, чокаясь? Или сразу все накинутся на всех, побьют посуду, расколотят стеклянный потолок.

Впрочем, премии — ладно, понятно, что они сейчас кажутся совсем неуместными. Какая еще премия может быть? Какая-то сугубо нишевая. От патриотического общества автору романа про попаданца?

Потому что а как еще что-то читать и зачем? Смотрю на книги лауреатов прошлых лет — да мусор же всё. Чего вы понаписали, для кого? Какая-то Зулейха, какой-то Брисбен, что-то про котов. Смотришь на это и думаешь — ну прочитал я всё это. Даже написал обо всем этом. И что? Что я сейчас могу сказать о современной русской литературе? Мне пишут — прочитай, пожалуйста, мой новый роман. Хорошо, отвечаю, прочитаю. А сам думаю — и что я смогу сказать этому человеку о его романе? А человек писал давно и наверняка хорошо.

Но ведь понятно, что текущая ситуация обнулила значение любого отвлеченного художественного произведения. Любое высказывание о мире, наблюдения там эти, бытописательство всё — это вообще не имеет значения. Ну, написал, ну молодец.

И только нехудожественная литература теперь воспринимается как что-то легитимное, стоящее. Биографии, монографии, переписка. Там есть какие-то свидетельства времени, какие-то зацепки за реальный мир, настоящий опыт.

Вот такой у меня будет короткий список:

Майкл Хейстингс, «Вторая мировая война. Ад на земле»;

Ольга и Павел Сюткины, «Русская кухня. От мифа к науке»;

Эдит Гамильтон, «Мифология»;

Мэри Бирд, «SPQR»;

Алексей Миллер, «Империя Романовых и национализм»;

Коллективная монография «Вкус Европы. Антропологическое исследование культуры питания»;

Виктор Сонькин, «Здесь был Рим»;

Владимир Набоков, «Письма к Вере».