Найти тему
"Хомо люденс"

Марика Рекк, которую не любил Штирлиц и на которую мечтала быть похожей Людмила Гурченко

Штирлиц 6 раз смотрел «Девушку моей мечты». Он уже нeнaвидeл этот фильм, не мог слушать песни из него и не любил главную актрису оттуда – Марику Рекк…

«Разумеется, такие вещи не принимались во внимание». На самом деле Штирлицу просто была назначена встреча с агентом из Центра в кинотеатре во время просмотра этой картины. Поэтому он вынужден был любоваться немецким карнавалом с экрана, всеми этими лeгкoмысленными прыжками и улыбками, рюшечками и оборочками.

Штирлиц в кинотеатре. Кадр из советского фильма «17 мгновений весны»
Штирлиц в кинотеатре. Кадр из советского фильма «17 мгновений весны»

Как бы ему позавидовала (целых 6 раз смотрел!..) девочка из Харькова – будущая звезда советского кино Людмила Гурченко!

Дело в том, что Марика Рекк была ее идеалом и… вдохновительницей на заработки. В ocaждeнном фaшиcтами Харькове 8-летняя девочка подрабатывала песнями и танцами в столовой. Видя ее очаровательный артистизм, немцы подкармливали «Лючию». А идеи для танцев и песен ей «подсказывала» та самая Марика.

Пела Люся песни наши, советские – «Катюшу» и др. Но, сами понимаете, у такой публики этот репертуар не очень пошел... Пела она и на немецком языке (ну, уж насколько сумела его воспроизвести). Это бывали арии из оперетт немецких композиторов, но прежде всего – песни из фильмов с Марикой.

Самым 1-м «гонораром» будущей народной артистки СССР стала кастрюлька фасолевого супа. Причем не на «машинном масле» (в ильфо-петровском выражении), а жирного, питательного (немцы своих кормили довольно сносно).

Потом ей стали давать еды еще больше (вплоть до шоколада – «коричневые кусочки неправильной формы, как пиленый сахар»), потому что эта искренняя в своем артистизме девочка очень нравилась солдатам.

Судя по «гонорару», юная Люся-«Лючия» не зря выбрала репертуар именно Марики. Ведь ее в те годы любили почти все, вплоть до фюpepa. По сути, это была одна из самых популярных звезд немецкого кино тех лет.

Кстати, любили Марику Рекк и в СССР. Так, Иосиф Сталин отмечал фильмы с ее участием как удачные, а Григорий Александров снял комедию «Весна» во многом именно в декорациях и стилистике «Девушки моей мечты». Помните, к примеру, как виртуозно кружилась Любовь Орлова (ну, или заменявшая ее балерина) на просмотре?..

Марика родилась в экзотичном Египте, имела венгерские корни и с детства обожала танцы. В парижский Мулен Руж (в балетную тpyппу Гертруды Хофман) она попала уже в 11 лет, а в 12 лет принимала участие в бродвейских ревю. Позже пошли гастроли по Европе и США.

Между прочим, был период, когда ее обучала русская балерина-эмигрантка Рудковская.

1-й ролью в кино у Марики стала paбыня в комедии 1930 г. «Почему моряки покидают дом» режиссера Монти Бэнкса. А большую роль она получила спустя всего 3 года. Это тоже была комедия – «Поезд привидений».

Стартом карьеры актрисы можно считать фильм режиссера Вернера Хохбаума «Легкая кавалерия» 1935 г.

Но наша Люся в Харькове ничего этого не знала. Ей самой действительно нравилась Марика. И на этот идеал (вот уж точно – «девушку мечты») она стремилась быть похожей почти всю жизнь.

В мемуарах «Мое взрослое детство» Людмила Марковна с юмором описывала, как уже в детстве она пыталась кроить себе шляпки, банты, бантики, рюши, рюшечки, оборочки как у Марики. Особенно нравились ей все эти хвосты-боа, перья на голове и проч. И прическу она себе хотела сделать, как у поразившей ее актрисы: «Впереди – маленькие колечки, а сзади плыли волны волос по плечам».

Даже в oккyпиpoванном немцами городе девочка оставалась девочкой и стремилась к красоте.

«Девушку моей мечты» показывали в Харькове для немцев. Но советские детишки и даже взрослые тоже умудрялись попасть на показ. Харьковчане, по воспоминаниям Гурченко, о картине отзывались примерно так: «…красота, любовь, танцуют, поют, вoйны нет, еды у них полно – такая жизнь – закачаешься!»

В этом и был секрет: людей окружали реалии oккyпaции, но всем хотелось жизни, а комедия показывала не просто рутину повседневности, но веселый карнавал, яркий фейерверк!

После войны этот фильм у нас демонстрировали как трофейный. Нашей же будущей народной артистке повезло увидеть его гораздо раньше. И во многом именно эта картина натолкнула ее на желание, став взрослой, пойти в актрисы.

По крайней мере, серьезный дебют Людмилы Гурченко в кино – в советской комедии Эльдара Рязанова – во многом стал аллюзией на «Девушку моей мечты» (в советском формате).

Что до Штирлица, то он предпочитал русские народные песни (например, «Ой ты, степь широкая») и вокал Эдит Пиаф. И понять это можно: советский разведчик должен был любить культуру своей Родины, ну, еще творчество французов, родственных Советам в их революционном пыле.

Впрочем, лично я, не будучи выдумкой писателя и режиссера, вкусы товарища Максима Исаева Всеволода Владимирова одобряю. :)

В продолжение читайте о Людмиле Гурченко – как она себя вела на съемочной площадке, а также о Штирлице – чем вообще-то, кроме дел советской разведки, должен был бы заниматься штандартенфюрер на самом деле.

#актеры #ссср #кино #культура #телевидение #знаменитости #танцы #вов #интересные факты