Найти тему
Смотри в себя

Как часто нужно причащать ребёнка? Объясняют священник и богослов

Обязательно ли причащать ребёнка каждую неделю, и правильно ли причащать плачущих детей насильно? К тому же плачущие дети отвлекают других прихожан от молитвы. На эти вопросы ответили священнослужитель Николай Сушков и богослов Алексей Ильич Осипов.

Николай Сушков — иерей, благочинный Чкаловского округа, автор Ютуб-канала.
Николай Сушков — иерей, благочинный Чкаловского округа, автор Ютуб-канала.

Николай Сушков, иерей:

Каждую неделю приходится наблюдать одно и то же. Родители тащат детей на причастие. Некоторые из них капризничают, всем своим видом показывая, что им это не нравится.

Но кто будет спрашивать их мнение? Маленьким детям жёстко фиксируют руки и голову и насильно вливают содержимое из чаши. Ребёнок — в ужасе, родители и священник с облегчением выдыхают, испытывая при этом чувство выполненного долга.

Я давно уже задумываюсь, а с какой целью это делается? Зачем применять к ребёнку насилие. Он запомнит эту экзекуцию на всю жизнь, и потом храм у него будет ассоциироваться с чем-то неприятным.

Когда ребёнок подрастёт, захочется ли ему посещать место, где ему было страшно и больно? Думаю, что нет.

В подобном принуждении нет ни необходимости, ни смысла. Просто родители, на мой взгляд, стремятся провести все необходимые обряды после крещения. Или бабушка настояла внука причастить. Или чтобы болезни обходили его стороной. Или ещё по какой-то причине, которая к сути этого Таинства вообще не относится.

Одной из причин, почему дети начинают в церкви истерить, является то, что родители невоцерковлены и живут во грехах. И ребёнок, протестуя против того, что над ним хотят совершить, словно бы отражает несоответствие той духовной атмосферы, которая царит в семье, святыне Причащения.

К другой причине истерического поведения ребёнка в церкви можно отнести испуг. Малыш вдруг оказывается в незнакомом месте, в окружении незнакомых людей. Он слышит необычные звуки и чувствует непривычные запахи, и ему становится страшно.

Потом его несут к незнакомому бородатому дяденьке и что-то хотят положить ему в рот. Ребёнку страшно, он не хочет в этом участвовать. Но ему заламывают руки и насильно что-то вливают в рот. Вы можете себе представить, какую травму при этом наносят неокрепшей детской психике?

Что можно предпринять для устранения первой причины? Необходимо самим родителям исповедоваться и причащаться, иначе говоря, вести полноценную церковную жизнь.

Для преодоления второй трудности, ребёнка лучше всего приучать к храму постепенно, поэтапно. Не надо его вести сразу на Причастие. Пусть он вначале привыкнет к атмосфере храма.

Нужно походить с ним по церкви, посмотреть на иконы, понаблюдать, как горят свечки. Дать ему просфорку и конфету. Ребёнок должен убедиться, что здесь ему нечего бояться, что здесь хорошо и уютно.

Возможно, это придётся сделать ни единожды, прежде чем перейти к Причастию.

И тогда он сам, без принуждения и насильственных действий, будет инстинктивно тянутся к Причастию. Именно так происходит с детьми воцерковлённых людей.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Храм — это место молитвы. Помните, как Господь изгнал всех торгующих и покупающих, которые, естественно, шумели. Кнутом изгнал даже.

Храм — это место молитвы. И поэтому всё то, что мешает молитве, должно бы из храма изгнано.

Если вы приходите с ребёнком, оцените сами, может ли он стоять спокойно и не мешать другим? Если он начинает бегать, а вы — за ним, то в таком случае вы мешаете молиться другим. Люди отвлекаются, многие раздражаются, волнуются. Одним словом, атмосфера молитвы потеряна.

В отношении же Причащения ребёнка, то опять наблюдается какое-то недоразумение. Самое главное — это Причащение родителей. Сам Христос сказал о детях: «Таковых есть Царствие Небесное». Да причём сказал это о каких детях? Тогда ведь даже Крещения не было, не было Причащения.

Дети — уже чада Царствия Небесного. Они, даже когда умирают, это же ангелы Божьи.

Разве главное — это еженедельное причащение ребёнка? Главное — это причащение родителей.

Ну, причастили вы ребёнка. Вот он чистенький. И тут же помещают его в грязный родительский омут. И что от этой чистоты остаётся?

Поэтому главная задача — причащение родителей. И только тогда можно причастить и ребёнка. Чтобы в доме царила единая атмосфера святого Таинства.

Откуда вообще взяли еженедельное причащение ребёнка? Ребёнок ещё ничего не понимает. Мы должны следить за собой. Вот что важно.!

Причащают ребёнка каждую неделю, вот исполняется ему лет тринадцать…. И где он? В храм его не затащишь.

Понимаете, каковы бывают плоды этого внешнего причащения ребёнка? Что же мы всё внешними действиями хотим себя и других затащить в рай? Что это даёт? Ничего.

А совместное причащение даёт пользу и родителям и ребёнку.

Ещё статья: Правда ли, что молитва матери может и со дна моря поднять? Объясняют священники.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие молитва

молитвабогу господьбог промыслбожий