Нет одного способа учить английский, но есть очень простой и для меня единственно верный способ - постоянно познавать себя и учиться именно тому, что мне нужно в данный момент.
Просто учить английский мне всегда было скучно. «Просто английский» - то есть все его правила, вся грамматика залпом, все тонкости - это скучно, потому что язык мне интересен в первую очередь как инструмент, а не как дисциплина. Я не собираюсь писать диссертацию.
Я преподаю, но не преподаю английский в классическом понимании ни с нуля, ни с конца, ни с середины. Я преподаю систему самостоятельного совершенствования языковых навыков и развития речи на английском. При этом я в этой системе сама являюсь студентом и все упражнения делаю вместе со всеми. В этой системе мы учимся не у меня, не у одного эксперта, а учимся работать с источником. Цель для меня - native-like fluency.
Нет таких курсов, никогда не будет таких сертификатов, но есть такие люди, и их достаточно много. Именно люди вдохновляют меня продолжать делать то, что я делаю для себя и других много лет. Все эти люди, которые уже достигли native-like fluency, никогда не учили английский по тем методам, что на виду и массово продвигаются. Их не видно всем, но это не значит, что их нет.
Все, что «для всех», массово упрощается, укорачивается, минимизируется, чтобы человек не устал, не потерял фокус внимания и чтобы поставил хорошую оценку сервису. Когда в человека не вмещается больше, чем мини формат, ему говорят, что microlearning — это классный новый тренд, и «все» уже так делают.
Когда у человека нет времени на уроки, его начинают давить чувством вины (Ты же заплатил! Ты же говорил, тебе очень надо! Ты же обещал!).
Человека пытаются убедить, чтобы он нашёл время для ИХ продукта. Скорее всего, человеку нужно разобраться с тем, как распоряжаться СВОИМ временем. Я никогда не уделяла английскому какое-то отдельное от жизни время. Для меня это скучно — сесть и учить. Но совершать действия, через которые я лучше понимаю себя (будь это выпечка хлеба, запись подкаста на английском или тренировка на улице) — мне интересно.
Я не всегда выигрывала, конечно. Но я и не помню даже одного раза, когда второе, третье или никакое место меня бы расстроило. Мне было интересно другое - улучшать своё время и выносливость. Главное, чему я научилась - не бояться воды, потому что до 8 лет я просто орала в воде (что в бассейне, что в реке). Так боялась, что не могла пошевелиться. Я перестала болеть зимой. Я чувствовала себя взрослой, потому что я училась успевать бассейн, школу, встречи с друзьями, домашние дела. И я очень уважала тренера. Она мне показала, что я это могу, надо просто добросовестно заниматься.
Когда встал вопрос - учиться или плавать дальше более профессионально, я, особо не раздумывая, выбрала учиться. Плавать я уже умела, а сдавать вступительные и выбирать, чем заниматься в жизни — ещё нет.
Английский мне интересен не как дисциплина, а как инструмент расширения бизнеса, рамок взаимодействия с людьми, собственного объёма мышления.
Я ни с кем не соревнуюсь за лучшую методику или более качественный подход.
Разве есть один способ, как мне познать саму себя? Его нет, и никто, кроме меня, не знает, какой он. Когда люди покупают полный пакет «английского»: и произношение, и письмо, и мотивацию, они покупают полный набор мнений и представлений о английском одного человека.
Для меня это очень мало.
Мне важно самой создавать для себя упражнения, адаптировать информацию, учиться у многих, совмещать, соединять и проверять на пригодность в моих обстоятельствах. Я никогда не ограничиваю студентов в поиске или выборе материалов, я всегда даю ссылки на другие ресурсы, я не жду, что им интересно то же, что и мне, или что они точно так же учатся, как я. Часто люди требуют от себя учиться по порядку, потому что так им кажется логично и правильно. По моим наблюдениям, почти никто не умеет строго по порядку, но все корят себя за эту неспособность следовать точному порядку действий, предложенному другим человеком. Ну и что, что он «профессионал»? Он же другой человек с совсем другими данными.
В английском есть структура предложения, которая отличается от структуры русского предложения. Слова в структуру можно поставить любые, и оно будет правильным. А если требовать от людей использовать только определённые слова в определённом порядке, не давая им знаний о структуре, они будут правильно повторять за учителем, но так и научатся строить свои предложения.
Когда студенты учат английские слова, почти все считают правильным сразу же попробовать составить свои предложения с новыми словами (так «все» советуют), пропуская при этом как минимум три шага. Итог: почти у всех неправильно составленные предложения, то есть новые слова только укрепляют старые, нежизнеспособные структуры. Люди нанизывают новые слова на отсутствие понимания о том, как строить понятные предложения. Многие не знают, как проверить, правильные они или нет, и обижаются, когда обратная связь указывает на ошибку и предлагает проверить.
Если знать структуру и свои данные, то используя свои данные, можно получить полезный для себя результат вместо разочарования, что «у меня не получается так, как у них».
Все говорят в начале: я готов заниматься каждый день по часу. И почти все потом говорят: «я понял, что у меня нет этого часа в день».
«Нужно уделять час в день» — не своя информация, не основана на личном опыте. Когда ее вставляют в структуру, она не работает. Нужно вставлять свою. А свою нужно сначала уметь видеть, собирать и понимать.
Мне стало понятнее, как это делать, когда стала измерять цифрами - количество времени, которое мне нужно для упражнения, время дня, в которое чаще всего возникает желание сделать, процент ошибок, количество итераций, количество минут на выходе.
Структура универсальна и понятна: сразу слышно людей, которые говорят на английском ясно, понятно, прямо в сердце и от сердца, а не от безразличия к собеседнику или от страха, что не успею, не пойму или не поймут.
Как и чем наполнять эту структуру, зависит от данных человека. Если человек говорит невнятно, или его все время переспрашивают, возможно нужно поработать над произношением. Возможно, только над конкретными гласными. Возможно, над connected speech. Никто не знает заранее.
Если человек говорит много, долго, в деталях, не умея сформулировать суть, возможно нужно поработать над навыком clarity. Есть ряд конкретных упражнений: делаем и смотрим результаты.
Всем нужно начинать с разного, у всех разные пробелы в знаниях, но все в итоге приходят к тому же - владению своей речью на английском.
Я показываю, как идентифицировать, какой навык отстаёт, а какие можно усилить, чтобы помочь себе. Я точно по такой же структуре много лет занимаюсь своим английским.
Даже после 5 лет ин.яза у меня не было идеального английского. А кто-то самоучка, и сам дошёл до того уровня, что у меня был только после 5 курса. И есть подростки, которые без всяких репетиторов в 15 лет говорят так, как ещё не каждый выпускник ин.яза может.
Стремление у всех одно, откуда бы люди не начинали - развитие дальше, за пределы понятной системы уровней, которая для них давно закончилась. Я это «дальше» называю native-like fluency.
Чтобы туда идти, каждое действие должно иметь смысл и соответствовать цели. От «моей» цели у меня горят глаза.
Например, можно просто посещать разговорные клубы и ничего не менять, поддерживая уровень того, что есть.
После последней сессии про audience & register со студентами Writing Courses мы открыли дополнительную возможность посещать разговорный клуб с куратором носителем языка, который уже знает их тексты и их стиль. Цель - не просто разговаривать; они это уже умеют. Цель - сформировать понимание, где какой стиль уместен. Частая ошибка - mixed register. Когда в одном предложении человек использует очень формальный язык и явно неформальный сленг. “I communicate with my mom”, когда вы просто пьёте чай на кухне и болтаете — звучит очень странно.
“I like to cook. Moreover, I like to paint” - звучит ещё более странно, хотя грамматически правильно. Цель встреч - сформировать устойчивый навык распознавать register и поменять привычные, но нерабочие паттерны речи на рабочие, понятные и уместные. А просто общаться с носителем за деньги (по сути, «бесцельно») можно годами — такого опыта и результатов слишком много вокруг, чтобы не замечать стагнации.
Нет одного единственного метода, который подходит каждому. Но каждый может научиться видеть, чего ему не хватает, где он находится, каким инструментом нужно сейчас работать, и где обучиться им владеть.
Творческая, ежедневная, целенаправленная практика на английском языке для достижения Native-Like fluency. Начать бесплатный пробный период (14 дней) можно прямо сейчас, без привязки карты и оплаты по ссылке.
#natalia tokar #наталья токарь #upskillme