Найти в Дзене
Умные решения

БАМ: начался новый этап стройки народов, идет прокладка сложнейшего тоннеля в рамках масштабной задачи по разгрузке магистрали

Строительство БАМа продолжается. Началась прокладка дублёра Дуссе-Алиньского тоннеля. Его протяженность составит 1824 метра. Подготовительные работы стартовали в ноябре прошлого года. Основные — в декабре. К 2025-му планируется завершить строительство этого участка. В чем его особенность? Что нового на БАМе Напомним, что Россия не удлиняет знаменитую магистраль, а расширяет её. Необходимо разгрузить существующую ветку и повысить пропускную способность. Об этом подробно мы писали тут. Задача непростая. О сложностях при строительстве БАМа мы уже рассказывали. Теперь разберём их на примере истории о Дуссе-Алиньском тоннеле (см. карту: проходит через Буреинский хребет, точнее, среднегорный хребет Дуссе-Алинь).  На его прокладку ушло около 40 лет. Причин долгостроя несколько. Объект замораживался и в прямом, и в переносном смысле. Сначала сроки сдвинулись из-за решения закрыть стройку. Затем — из-за климата. Трудные километры Впервые прокладку начали еще в 1939 году. Тогда работали практич
Оглавление

Строительство БАМа продолжается. Началась прокладка дублёра Дуссе-Алиньского тоннеля. Его протяженность составит 1824 метра. Подготовительные работы стартовали в ноябре прошлого года. Основные — в декабре. К 2025-му планируется завершить строительство этого участка. В чем его особенность?

Байкало-Амурская магистраль, фото
Байкало-Амурская магистраль, фото

Что нового на БАМе

Напомним, что Россия не удлиняет знаменитую магистраль, а расширяет её. Необходимо разгрузить существующую ветку и повысить пропускную способность. Об этом подробно мы писали тут.

Задача непростая. О сложностях при строительстве БАМа мы уже рассказывали. Теперь разберём их на примере истории о Дуссе-Алиньском тоннеле (см. карту: проходит через Буреинский хребет, точнее, среднегорный хребет Дуссе-Алинь). 

На его прокладку ушло около 40 лет. Причин долгостроя несколько. Объект замораживался и в прямом, и в переносном смысле. Сначала сроки сдвинулись из-за решения закрыть стройку. Затем — из-за климата.

Дуссе-Алиньский тонне́ль — железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Ургал — Комсомольск-Сортировочный. Расположен на территории Хабаровского края
Дуссе-Алиньский тонне́ль — железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Ургал — Комсомольск-Сортировочный. Расположен на территории Хабаровского края

Трудные километры

Впервые прокладку начали еще в 1939 году. Тогда работали практически вручную. Пробирались с двух концов. С западной стороны проходчики продвигались немного быстрее: порода там оказалась мягче.

Спустя 3 года произошла сбойка. Однако до полноценной работы тоннеля было еще далеко. Ведь через 2 месяца, в мае 1942 года, стройку приостановили.

Уложенные рельсы демонтировали. Они пригодились на западе страны для решения важной задачи фронта. Изделия пошли на создание рокадной дороги (объект военного назначения, используется для манёвров и доставки средств).

Укладка путей на Волжской железнодорожной рокаде, куда направили рельсы с некоторых участков БАМа
Укладка путей на Волжской железнодорожной рокаде, куда направили рельсы с некоторых участков БАМа

История суровой заморозки

К стройке вернулись после войны. Снова начался период активных работ. В 1953 году тоннель почти был готов — и объект снова заморозили. В то время один за другим сворачивали Сталинские проекты.

Прошло 20 лет. И в середине 70-х к тоннелю снова вернулись. За годы простоя он серьёзно промёрз. Поэтому на этот раз понадобилось 2 мощных вентилятора и 2 теплогенератора. С помощью тёплого воздуха топили лёд в тоннеле и частично выдалбливали. Всего вывезли более 30 тыс. кубометров.

Первый поезд проходит через Дуссе-Алиньский тоннель
Первый поезд проходит через Дуссе-Алиньский тоннель

Первый поезд прошёл по тоннелю в 1977 году. Официально участок открыли в 1982-м.

Сейчас Дуссе-Алиньский тоннель — один из самых проблемных участков БАМа

Конструкция сильно устарела. Возможности по перевозке тут ограничены. При этом закрыть тоннель на реконструкцию нельзя. Обходного пути просто нет. Потребовался дублёр.

Работа снова предстоит непростая. Кроме основного участка, построят подходы к нему (длиной 1,25 км). На реализацию проекта уйдёт 10 млрд рублей.

И как только новый участок введут в эксплуатацию, начнется реконструкция старого. Итогом станут два действующих тоннеля.

Дуссе-Алиньский тоннель, фото
Дуссе-Алиньский тоннель, фото

Обновленный участок и его дублер войдут в состав мощной транспортной артерии. Сейчас пропускная способность составляет 23 пары поездов в сутки. Понятно, что значение увеличится более чем в 2 раза.

В свою очередь, БАМ после завершения всего проекта может стать частью уникального международного транспортного коридора — который соединит Европу и Азию и пройдёт через одну страну, Россию. Это особенно важно в условиях экономической войны.

Согласны? Как считаете, проект стоит всех сопутствующих сложностей работы в условиях сурового климата и труднопроходимых мест?

-7

#строительство #бам #дорога #проект #магистраль

Материал создан при поддержке 76m2

Читайте также: