«Неистребимая саранча» – говорят, именно так немцы называли советский малый танк военного периода, экстренно созданный летом-осенью 1941 года для замещения катастрофических потерь бронетехники РККА. Но если сравнение с насекомым, способным сбиваться в крупные стаи, оказалось в точку (все же без малого шесть тысяч Т-60, собранных ГАЗом и несколькими другими заводами менее чем за год, – тираж весьма солидный), то над живучестью легкой машины наши противники, похоже, постебались.
Да, отдельные экземпляры воевали до осени 1944-го, а на вторых ролях участвовали в разгроме Японии в 1945-м. Однако исключения лишь подтверждают правило – Т-60 без преувеличения массово сгорали в пожаре Великой Отечественной. Поэтому сегодня на весь мир не наберется и десятка сохранившихся образцов.
Представленному на столичной выставке «Моторы войны» танку тоже не повезло – он погиб в 1942 году.
А вторую жизнь машине подарили энтузиасты клуба «Капонир», любовно собравшие Т-60 из найденных поисковиками обломков.
Причем особое внимание реставраторы уделили, казалось бы, незначительным деталям, придав возрожденной технике хорошую аутентичность.
Динамический показ восстановленного Т-60 музейщики приурочили ко дню рождения создателя легкого танка – Николая Астрова. В 2022-м знаменитому конструктору исполнилось бы 116 лет. Ну а я воспользовался случаем, чтобы подробно осмотреть машину, сыгравшую важную роль в начальном периоде войны вообще и в битве за Москву в частности.
Грязь на гусеницах и корпусе недвусмысленно намекает на то, что перед нами не макет-пустышка, а поставленный на ход «живой» раритет, который не прочь лихо прохватить и по полю.
Литые опорные катки – ажурные спицованные, хотя на Т-60 чаще встречаются сплошные штампованные. Подвеска – торсионная, без амортизаторов. Венец ведущего колеса сделан съемным для удобства замены.
Шрамы ремонтных сварных швов и язвы коррозии на многих стальных деталях говорят об их оригинальности.
Вооружали Т-60 20-мм автоматической пушкой ТНШ с ленточным питанием, имеющей авиационное происхождение от изделия ШВАК, и 7,62-мм пулеметом ДТ (на эту машину не установлен). В распахнутом башенном люке виден открытый порт для флажковой сигнализации и запуска ракет.
Других способов связи с внешним миром экипаж легкого танка лишен. Хотя изначально на Т-60 планировали ставить радиостанцию и даже предусмотрели в верхнем бронелисте корпуса вывод под антенну. Но на серийных машинах отверстие закрывали заглушкой на болтах.
А вот две круглые бронекрышки по соседству имеют функциональное назначение – прикрывают заправочные горловины топливных баков, отделенных от обитаемого отсека противопожарной перегородкой.
Двигатель у Т-60 расположен, по сути, в боевом отделении и прижат к правому борту, поэтому выпускному тракту придали такую конфигурацию. Впрочем, большая часть машин и глушителя, и длинной изогнутой трубы не имела – отработавшие газы отводились в атмосферу коротким раструбом. В оригинале легкий танк комплектовали рядной бензиновой «шестеркой» ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., а на восстановленный экземпляр, со слов механика-водителя, поставили ее послевоенный вариант от грузовика ГАЗ-51.
С такого ракурса хорошо заметна асимметрия машины – вооружение смещено к левому борту.
Сварная граненая поворотная башня – одноместная. Командир (он же наводчик) наблюдал за полем боя через две смотровые щели и прицел. Правее видна коническая пробка пистолетного порта.
По правому борту организован приток воздуха к двигателю через щели под бронированными кожухами.
На обеих надгусеничных полках установлены вместительные ящики для ЗИП. Трос, домкрат и прочая укладка на этой машине, увы, отсутствуют.
По центру кормового бронелиста разместили миниатюрный сигнальный фонарь и сцепное устройство. Легкий танк зачастую использовали в качества артиллерийского тягача.
Спереди у Т-60 тоже только одна фара (да и ту порой не ставили из-за дефицита электрооборудования), а вот буксирных крюков уже два. Большой квадратный люк открывает доступ к агрегатам трансмиссии, маленький по центру нижнего бронелиста предназначен для запуска двигателя вручную.
На марше сидящий в выступающей рубке механик-водитель имел возможность открыть смотровой лючок для лучшего обзора. Для защиты от грязи в таком случае предусматривался съемный стеклоблок. В боевой обстановке второй член экипажа использовал триплекс.
Люк с «грибком» воздухозаборника полностью открывался только при повернутой в сторону башне.
Экран на маске орудия появился не сразу, а когда боевое применение Т-60 показало: расположенная за бронепластиной горизонтальная щель вентиляции, помимо воздуха, отлично ловит пули и осколки. Да и в целом танку отчаянно требовалось усиление защиты, что и было исполнено конструкторами в 1942 году.
Обратите внимание на толщину бронелиста (в целом по машине колебалась от 10 до 35 мм). Легкий танк даже в позднем улучшенном варианте сложно назвать образцом неуязвимости, однако стандартная немецкая 37-мм «Колотушка» Pak 35/36 пробивала модернизированный Т-60 в лоб лишь на дистанциях ближе 600-700 метров. А ведь в компактную, приземистую и проворную машину еще надо было попасть.
И пусть это не уберегло детище Астрова от обидных войсковых прозвищ вроде БМ-2 – братская могила на двоих, танк-смертник и так далее. Несмотря на очевидные врожденные проблемы, с главной задачей незатейливый Т-60 справился – в трудный, если не сказать критический момент помог насытить Красную армию бронетехникой, сдержать удары вермахта и накопить полезный опыт по практическому применению легких машин, проложив дорогу наследникам.
Завершил миссию – и ушел: уже в 1942 году «шестидесятка» уступила место в сборочных цехах более совершенному Т-70. Хотя отдельные машины продолжали сдавать армейской приемке из заделов аж до февраля 1943-го (завод №37 в Свердловске).