Многие любят тайные заговоры и скрытые смыслы. Поэтому неудивительно, что «Код да Винчи» стал бестселлером практически сразу после выхода: Дэн Браун привел к общему знаменателю множество мистических традиций и подал их в яркой обертке детектива. Но были ли в романе Брауна действительно новые идеи? И почему писателя обвиняли в плагиате.
Плагиат?
Главный герой романа профессор Роберт Лэнгдон расследует криминальную историю. Его друг, куратор Лувра, убит: в музее обнаруживают его тело, расположенное как на рисунке «Витрувианский человек». Загадочное преступление выводит Лэнгдона на древний заговор, в котором замешаны орден тамплиеров, Священный Грааль и Леонардо да Винчи. Оказывается, существует общество, охраняющее главную тайну человечества: Иисус Христос полюбил земную женщину, Марию Магдалину, и в современном мире до сих пор живут потомки этого союза.
«Код да Винчи» стал бестселлером, хотя в нем, по сути, не было ничего нового. Вокруг романа даже вспыхнул нешуточный скандал: писателя обвинили в плагиате. Историки Майкл Бейджент и Ричард Ли заявили, что Браун списал основную линию своего романа из их исторического исследования «Святая Кровь и Святой Грааль». Браун выиграл дело, но его сюжет действительно оказался неоригинальным.
Многие историки и любители исследовали тему взаимоотношений Христа, Магдалины и апостолов. Так, одним из главных источников для Брауна стала книга Линн Пикнетт и Клайва Принса «Откровение тамплиера: тайные стражи истинной личности Христа». Авторы об этом знали, никого в плагиате не обвиняли и даже снялись в небольшом эпизоде экранизации.
Однако среди предшественников Дэна Брауна были не только исследователи.
Откуда взялся сюжет о Марии и Христе?
Представление о тайных и священных союзах с женщиной появилось еще в мистических учениях гностиков, последователей раннехристианских сект. Они ориентировались не только на 4 канонических Евангелия, но и на апокрифы — не признанные Церковью тексты. В частности, важными источниками для гностиков были трактат «Пистис София» и «Евангелие от Марии» — той самой Магдалины, ученицы Христа.
В трактате «Пистис София» Мария Магдалина предстает мудрой собеседницей Иисуса. Ее голос настолько доминирует в разговоре, что Петр даже ревнует к ней Христа. А в «Евангелии от Марии» один из апостолов говорит о об отношениях Христа и Магдалины: «Он любил ее больше нас».
В понимании философа Владимира Соловьева Христос — Богочеловек, существо, которое является одновременно богом и человеком. Но с «Евангелия от Марии» Христа начинают воспринимать в том числе и как Человекобога, т. е. теперь он прежде всего человек.
Владимир Соловьев - не только философ, но и писатель. Считается, что с него начинается Серебряный век русской литературы. Узнайте больше об эволюции литературного процесса вместе с нашими специалистами!
Мистика гностицизма была популярна среди интеллектуалов и деятелей искусства. В конце XIX в. в Европе начался настоящий эзотерический бум, и тема женского начала в связи с религией находилась в центре внимания. Мария Магдалина была одной из любимых героинь авторов того времени. Например, Марина Цветаева посвятила ей одноименный триптих, где изобразила отношения Христа и прощенной блудницы весьма эротизировано.
В середине ХХ в. писатели все еще обращаются в творчестве к теме любви Христа и Марии. В 1955 г. появляется роман Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа», который запретят в большинстве христианских конфессий. Здесь Иисус тоже Человекобог со своими страхами и страстями.
Легенда о Марии отразилась не только в литературе. О том, что ее взаимоотношения с Христом можно истолковать как «земную» любовь, свидетельствует и знаменитая рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. И хотя любовь Марии в рок-опере показана односторонней, все же она вполне чувственна.
Позже, в 1988 г., Мартин Скорсезе увековечил провокационную историю в экранизации того самого «Последнего искушения Христа», чем навлек на себя шквал критики и упреки в ереси.
Таким образом, центральная тема «Кода да Винчи» витала в воздухе на протяжении более чем столетия.
Леонардо да Винчи
Герои «Кода да Винчи» продвигаются в своем расследовании, анализируя «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». Неудивительно, что в романе Дэна Брауна ключ к разгадке зашифрован именно в работах Леонардо: он давно стал одним из главных героев конспирологических теорий.
Например, Линн Пикнетт, одна из авторов книги, которой вдохновлялся Браун, и художница Лилиан Шварц предположили, что художник подделал Туринскую плащаницу — полотно, почитаемое как святыня в католической и православной церквях.
В поздние эпохи да Винчи представляли как алхимика, колдуна, Антихриста — кого угодно, только не художника или изобретателя. Проблему трактовки его образа можно найти в том же Серебряном веке: например, в романе символиста Д. С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». В нем художник ищет ответы на вопросы мироздания научным способом, но терпит в этом поражение, и в процессе духовного кризиса в его облике проступает призрак Антихриста.
Маятник Фуко
«Код да Винчи» наиболее часто сравнивают с романом Умберто Эко «Маятник Фуко», вышедшим на 15 лет раньше. В этом постмодернистском мистическом детективе есть и тамплиеры, и Мария Магдалина, и Леонардо, и масонские заговоры. Главные герои романа ради развлечения сочиняют собственную версию мистики тамплиеров на основе всех возможных источников, до которых могут дотянуться.
Однако «Маятник Фуко» — это скорее сатира, рассказывающая о людях, которые, по выражению писателя, «начинают верить во всякую оккультную чепуху». В интервью Деборе Соломон Эко назвал Дэна Брауна одним из таких людей.
При этом «Маятник Фуко», в отличие от «Кода да Винчи», не стал бестселлером: в нем столько имен, дат и исторических реалий, что этот роман нельзя назвать легким развлекательным чтением, и поймет его, пожалуй, не каждый.
Тайна популярности
Если все, о чем пишет Дэн Браун, придумано задолго до него, почему именно его роман стал так популярен? Дело в том, что литература — это не только набор мотивов и сюжетов. Секрет Брауна в том, что он рассказал историю просто и доступно — так, чтобы она была интересна и понятна множеству читателей.
В чем-то Брауна даже можно назвать новатором: он вывел детектив из плоскости стандартных криминальных драм в плоскость искусства. И хотя «Код да Винчи» не оригинален, он все-таки по праву занимает место в списках бестселлеров XXI века.
Чтобы понять, что хотели сказать ваши любимые авторы, смотрите нашу подборку бесплатных курсов для тех, кто убегает от реальности в книжные миры.
Забирайте подборку по ссылке!