Найти тему
История живописи

Художник и разбойник - два Караваджо на одной из последних его картин

Один из самых скандальных художников своего времени нам, прежде всего, знаком по своей замечательной работе со светотенью. Позже ее назовут тенебризмом (от итальянского слова tenebre - тьма) и именно в этой технике выполнены полотна итальянского художника, в том числе и то, которое мы сегодня рассмотрим наиболее подробно.

Еще этот художник увековечил небольшой городок в Италии - ведь при рождении его звали Микеланджело Меризи. А Караваджо - небольшой город, неподалеку от Милана, в который его семья сбежала, опасаясь эпидемии чумы, забравшей жизнь его отца-архитектора. После того, как эпидемия утихла, Караваджо возвращается в Милан и обучается живописи в мастерской ученика другого знаменитого итальянского художника - Тициана.

Однако, кроме творческой составляющей в его жизни была другая, темная сторона - он был очень вспыльчивым, постоянно участвовал в различных драках, массовых потасовках и злоключениях, которые будут преследовать его всю жизнь. Первый его побег из города, где он жил - Милана, произошел именно по этой причине: после очередной потасовки погиб человек. Таким образом он впервые и оказался в Риме, где будет работать в мастерской известного в то время художника Джузеппе Чезари. Там он и познакомится с человеком, которого увековечит в нескольких своих работах – Марио Миннити.

"Юноша с корзиной фруктов", Караваджо, около 1593 года. На этой картине впервые изображен тот самый Марио Миннити.
"Юноша с корзиной фруктов", Караваджо, около 1593 года. На этой картине впервые изображен тот самый Марио Миннити.

Всё там же, в «вечном городе», Караваджо сильно заболеет малярией (тогда ее называли римской лихорадкой) и полгода будет бороться за жизнь, находясь в госпитале. Выздоровев, он напишет свою картину, которую считают его первым автопортретом.

"Больной Вакх" Караваджо, около 1593-1594
"Больной Вакх" Караваджо, около 1593-1594

Образ больного Вакха так хорошо удался художнику именно благодаря его изнеможённому состоянию после перенесенной малярии. Однако и после нее художник не стал менее буйным, поэтому впоследствии будут еще Неаполь, Ла-Валлетта, где он станет кавалером мальтийского ордена, Сиракузы. Скитаться ему придется сбегая не только от гнева Папы римского, который объявил его вне закона, но и от рыцарей-мальтийцев, с которыми тоже что-то пошло не так. Любопытно, что во время этих скитаний у Караваджо находятся в тоже время защитники и покровители, которые помогают ему - тот же Марио Миннити, несмотря на ссору с художником, помог ему на Сицилии.

Этот краткий рассказ буйств и скитаний итальянского художника необходим, чтобы лучше понять картину, которую он написал в самом конце своей неспокойной жизни. Наконец мы добрались до этого полотна:

"Давид с головой Голиафа" Караваджо, 1609-1610
"Давид с головой Голиафа" Караваджо, 1609-1610

Этот библейский сюжет о молодом Давиде, который убивает огромного филистимлянина-воина Голиафа ударом из пращи в лоб, Караваджо уже использовал в своих работах, но именно в этой картине, как считается, он изобразил себя дважды.

Голиаф

-4

Исходя из ветхозаветных текстов Голиаф был потомком великанов, отсюда и его огромный рост - считается, что около 2.77 м. На голове можно увидеть след от удара камня, выпущенного из пращи Давидом. Голова Голиафа - это голова художника, действительно, она очень схожа с его портретом, выполненным карандашом другим итальянским художником тех времен - Оттавио Леони, судите сами:

"Портрет Караваджо" Оттавио Леони, около 1621
"Портрет Караваджо" Оттавио Леони, около 1621

Давид

-6

А вторым Караваджо, только молодым, является Давид - именно такое мнение высказывает ряд искусствоведов, и, лично мне, эта интерпретация нравится больше всего, да и сходство тоже просматривается, на мой взгляд. Другие версии того, с кого рисовался Давид, будущий царь евреев, не столь интересны: другой художник той эпохи или один из учеников Караваджо. Посмотрите на лицо юного Давида - он смотрит на отрубленную голову без торжества (как это было в предыдущих работах Микеланджело Меризи на этот сюжет), скорее с сожалением и грустью.

Меч

-7

На мече Давида можно увидеть латинские буквы H AS OC, эту аббревиатуру соотносят с фразой на латыни "humilitas occidit superbiam", что переводится как "смирение убивает гордыню".

Если рассматривать эту работу как двойной автопортрет, то можно увидеть множество различных объяснений символизма этой картины:

  1. Раскаяние Караваджо в своих грехах: считается, что он собирался преподнести эту картину в дар Ватикану, в качестве благодарности за прощение. Аббревиатура на мече в пользу этой трактовки, а также тот факт, что Папа приговорил его к смертной казни именно через отсечение головы.
  2. Раскаяние за убийство человека, совершенное самим Караваджо в 1606 году. Ссора из-за 10 скуди переросла в словесную перепалку, в ходе которой художник нанес смертельную рану обидчику и после этого в последний раз сбежал из Рима - в вечный город он уже больше не вернулся.
  3. Подведение неких итогов жизни с пожеланием (или констатацией) того, чтобы юный Караваджо взял вверх над тем, кем он стал.
  4. Философская связь двух противоположностей, двух противоборствующих сил, которые терзали художника всю жизнь - он был одновременно и живописцем, и разбойником.
  5. Самое банальное - победу добра над злом, но без торжества, а с сожалением о том, что пришлось применить насилие.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.