Один из самых скандальных художников своего времени нам, прежде всего, знаком по своей замечательной работе со светотенью. Позже ее назовут тенебризмом (от итальянского слова tenebre - тьма) и именно в этой технике выполнены полотна итальянского художника, в том числе и то, которое мы сегодня рассмотрим наиболее подробно.
Еще этот художник увековечил небольшой городок в Италии - ведь при рождении его звали Микеланджело Меризи. А Караваджо - небольшой город, неподалеку от Милана, в который его семья сбежала, опасаясь эпидемии чумы, забравшей жизнь его отца-архитектора. После того, как эпидемия утихла, Караваджо возвращается в Милан и обучается живописи в мастерской ученика другого знаменитого итальянского художника - Тициана.
Однако, кроме творческой составляющей в его жизни была другая, темная сторона - он был очень вспыльчивым, постоянно участвовал в различных драках, массовых потасовках и злоключениях, которые будут преследовать его всю жизнь. Первый его побег из города, где он жил - Милана, произошел именно по этой причине: после очередной потасовки погиб человек. Таким образом он впервые и оказался в Риме, где будет работать в мастерской известного в то время художника Джузеппе Чезари. Там он и познакомится с человеком, которого увековечит в нескольких своих работах – Марио Миннити.
Всё там же, в «вечном городе», Караваджо сильно заболеет малярией (тогда ее называли римской лихорадкой) и полгода будет бороться за жизнь, находясь в госпитале. Выздоровев, он напишет свою картину, которую считают его первым автопортретом.
Образ больного Вакха так хорошо удался художнику именно благодаря его изнеможённому состоянию после перенесенной малярии. Однако и после нее художник не стал менее буйным, поэтому впоследствии будут еще Неаполь, Ла-Валлетта, где он станет кавалером мальтийского ордена, Сиракузы. Скитаться ему придется сбегая не только от гнева Папы римского, который объявил его вне закона, но и от рыцарей-мальтийцев, с которыми тоже что-то пошло не так. Любопытно, что во время этих скитаний у Караваджо находятся в тоже время защитники и покровители, которые помогают ему - тот же Марио Миннити, несмотря на ссору с художником, помог ему на Сицилии.
Этот краткий рассказ буйств и скитаний итальянского художника необходим, чтобы лучше понять картину, которую он написал в самом конце своей неспокойной жизни. Наконец мы добрались до этого полотна:
Этот библейский сюжет о молодом Давиде, который убивает огромного филистимлянина-воина Голиафа ударом из пращи в лоб, Караваджо уже использовал в своих работах, но именно в этой картине, как считается, он изобразил себя дважды.
Голиаф
Исходя из ветхозаветных текстов Голиаф был потомком великанов, отсюда и его огромный рост - считается, что около 2.77 м. На голове можно увидеть след от удара камня, выпущенного из пращи Давидом. Голова Голиафа - это голова художника, действительно, она очень схожа с его портретом, выполненным карандашом другим итальянским художником тех времен - Оттавио Леони, судите сами:
Давид
А вторым Караваджо, только молодым, является Давид - именно такое мнение высказывает ряд искусствоведов, и, лично мне, эта интерпретация нравится больше всего, да и сходство тоже просматривается, на мой взгляд. Другие версии того, с кого рисовался Давид, будущий царь евреев, не столь интересны: другой художник той эпохи или один из учеников Караваджо. Посмотрите на лицо юного Давида - он смотрит на отрубленную голову без торжества (как это было в предыдущих работах Микеланджело Меризи на этот сюжет), скорее с сожалением и грустью.
Меч
На мече Давида можно увидеть латинские буквы H AS OC, эту аббревиатуру соотносят с фразой на латыни "humilitas occidit superbiam", что переводится как "смирение убивает гордыню".
Если рассматривать эту работу как двойной автопортрет, то можно увидеть множество различных объяснений символизма этой картины:
- Раскаяние Караваджо в своих грехах: считается, что он собирался преподнести эту картину в дар Ватикану, в качестве благодарности за прощение. Аббревиатура на мече в пользу этой трактовки, а также тот факт, что Папа приговорил его к смертной казни именно через отсечение головы.
- Раскаяние за убийство человека, совершенное самим Караваджо в 1606 году. Ссора из-за 10 скуди переросла в словесную перепалку, в ходе которой художник нанес смертельную рану обидчику и после этого в последний раз сбежал из Рима - в вечный город он уже больше не вернулся.
- Подведение неких итогов жизни с пожеланием (или констатацией) того, чтобы юный Караваджо взял вверх над тем, кем он стал.
- Философская связь двух противоположностей, двух противоборствующих сил, которые терзали художника всю жизнь - он был одновременно и живописцем, и разбойником.
- Самое банальное - победу добра над злом, но без торжества, а с сожалением о том, что пришлось применить насилие.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.