Найти тему
Балконы Красноярска

Ачинск. Как низкий уровень государственного управления превращает уникальный Сибирский город в скучный Российский моногород.

Оглавление
Сибирский город Ачинск.
Сибирский город Ачинск.

Ачинск - третий город Красноярского края после Красноярска и Норильска. Если учитывать, что Норильск, в общем-то несколько отдельная и изолированная история, можно смело сказать, то Ачинск - второй город края. По крайней мере, центральной его части. В самом городе живет около 105 тыс. человек, однако, в отличие от других малых городов края, Ачинск формирует достаточно обширную агломерацию с населением около 160 тыс человек.

Недавно наконец-то побывал в Ачинске лично. До этого, был в Ачинске проездом без остановок. Начал я знакомиться с городом когда готовил материал для двух последних стримов. Тогда, я с удивлением обнаружил для себя, что в Ачинске есть некоторое количество исторической застройки помимо серой безликой советской и постсоветской. На стриме я рассказал о том как оживить город. Я и сейчас подписываюсь под каждым словом. Вот часть про Ачинск отдельно.

Но я даже представить не мог масштаб того, какое количество исторической застройки есть в Ачинске. Просто на осмотр +- всей исторической части города ушло 4-5 часов! А также, того, на сколько убитый исторический центр на данный момент. Буквально каждое второе историческое здание сгорело или просто разрушено. При чем, зачастую речь идет не о каких-то вполне вторичных исторических зданиях, а об абсолютно уникальных для всего сибирского региона, а иногда и для всего мира, примерах архитектуры. Так уничтожить инвестиционную привлекательность центра такого прекрасного и достаточно зажиточного города можно только целенаправленно. Давайте обо всем подробно.

Исторический центр

Попав в центр города, я поразился царящей атмосфере. Встретило меня сгоревшее в последний год здание какой-то школы или другого учебного заведения.

Каждый проезжающий мимо автомобиль поднимал в небо облако пыли, которая попадала в глаза и оставалась на зубах. В прочем, поток автомобилей здесь совсем небольшой, ведь как мы увидим позже, экономика центра города абсолютно мертва.

Пройдя пару десятков метров, я наткнулся на первую дореволюционную постройку. Прекрасное здание центра дополнительного образования.

Идя по улице Пузановой наткнулся еще на ряд интересных построек.

Интересная часть улицы заканчивается городским театром. Раньше в этом здании, построенном в стиле классицизма, располагалась городская управа.

Перед театром располагается некоторое подобие бульвара, где даже есть что-то похожее на нормальную брусчатку. Здесь же мы видим ряд интересных зданий.

Выходим на центральную площадь. Характерная вещь для сибирских городов. Такую же можно наблюдать в Минусинске и Канске. Именно здесь сосредоточены самые помпезные здания города. Правда не все из них в приемлемом состоянии.

-8

Проходим в арку, попадаем во двор.

Идем дальше, видим разрушенный уникальный памятник сибирского зодчества с элементами неорусского стиля в декоре.

Улица Партизанская:

Поражает общий упадок. Зашел в один из дворов. Здесь, буквально, на руинах того что осталось от Российской империи живут люди без водопровода и канализации. Контингент соответствующий. Встретил классного кота!

Красивый забор. Как позже рассказали в краеведческом музее, это - единственные ворота, которые сохранились в городе. Сейчас тут сидит ФСБ.
Красивый забор. Как позже рассказали в краеведческом музее, это - единственные ворота, которые сохранились в городе. Сейчас тут сидит ФСБ.


Многие дома стоят пустые. Власти Ачинска умудрились убить инвестиционную привлекательность центра города на столько, что даже за стоимость коммуналки никто не хочет снимать здесь недвижимость.

-17

Хотя, кое где бизнес все таки есть, правда тот, который обычно можно увидеть на окраинах, но никак не в центре.

-18

Еще один жилой дом. Жители наверняка мечтают о расселении и переселении в безликую многоэтажку в советской части города

В конце ул. Партизанской сохранилось немало интересных исторических зданий. Правда окружение и состояние зданий напоминает, что мы не в Европе, а в Ачинске. А некоторые из них были перестроены.

Поворачиваем на улицу Красного Пожарника. Видим красивейшую больницу города в ужасном состоянии и ту самую пожарную часть, в честь которой назвали улицу. По иронии она сгорела. Через дорогу старая казарма. Из-за того, что в ней поменяли все окна, она выглядит как обычная двухэтажка. Но на самом деле она довольно старая.

Общая атмосфера места:

Теперь идем по улице Красного Октября. Здесь тоже много чего есть.

Как вам такая усадьба? Есть ли сегодня в Ачинске недвижимость такого уровня?

Вообще, в отличие от Красноярска, Канска, Минусинска, в городе на многих улицах сохранилась целостная средовая застройка. Используя немного воображения можно представить какой была жизнь в городе до прихода большевиков. Кстати, в те времена население Ачинска было всего в 2 раза меньше Красноярского и составляло примерно 25000 человек. Как и в Красноярске, по меркам мира того времени, люди здесь жили очень зажиточно, что выражалось в том числе и в архитектуре.

Удивительно как город с таким количеством истории, стоящий на наиболее загруженных транспортных артериях края не может преобразовать свой потенциал в экономику и развитие. Но о причинах такого положения дел, и о том, как эти проблемы решить, мы поговорим в конце.

Последнее что можно отнести к историческому центру - Собор Казанской иконы Божией Матери. Единственный крупный храм города, не разрушенный большевиками. Находится он на самой окраине исторического центра и на границе с советской частью. Не сказать что что-то невероятное, но посещения явно заслуживает. Единственное, как и большинство храмов в России, собор был изуродован псевдо-золотым покрытием куполов. Скорее всего изначально цвет был серебристый, как у часовни рядом, что давало собору уникальный вид.

В какой момент кто-то решил, что идея менять уникальный дизайн куполов русских церквей и храмов на типовой псевдо-золотой - хорошая идея?

Военный городок

Если вы решили, что историческим центром историческая застройка Ачинска заканчивается, то вы ошибаетесь. Есть еще военный городок. На момент постройки он находился за городом, но сейчас он вписан в советскую часть города. Как рассказали мне в краеведческом музее, военный городок был построен в 1912-1914 гг. Если будете в Ачинске, этот район обязателен к посещению. В целом, напоминает колчаковские казармы на Малиновского в Красноярске, но масштабнее и интереснее. Здесь могла бы быть лучшая недвижимость в городе, различные гостиницы, лофты кафе и прочее. Но пока... А в прочем, сейчас сами увидите.

Сам военный городок можно условно разделить на две части: ту, куда в советское время просто заселили людей и где люди живут до сих пор, и ту, где в советское время располагалась военная часть. Начнем наше путешествие с первой.

Добраться сюда от Казанского собора можно пешком минут за 5.

Здесь нас сразу встречает самый красивый детский сад в Красноярском крае

Хотя о статусе самого красивого образовательного учреждения поспорила бы православная гимназия по соседству:

Дальше рядами, параллельно детскому саду, идут жилые дома.

В этих домах все стены кирпичные и по метру толщиной. И это вообще ни разу не преувеличение. А высота потолков, на глаз, 3,5-4 метра.

В одном из дворов стоит заброшенное здание. Как думаете, что это было?

Местные говорят, что здесь двушки идут от 65 метров и смело переделывают их в трешки.

Жилую часть мы посмотрели, теперь посмотрим то, что в советское время было военной частью, и после ужатия территории, сброса идеологической ширмы и некоторой незначительной перетасовки номенклатурных группировок в советском союзе, что многие почему-то называют его развалом, благодаря вопиющей некомпетентности местных и региональных элит, оказалось заброшенным.

Возможно, мне это показалось из-за того, что здесь можно входить в каждое здание и изучать его, но по-моему эта часть больше.

Здания здесь постепенно разрушаются и горят.

Какое-то хозяйственное здание с большим залом. Как и многие исторические здания Ачинска, сгорело, но еще как-то стоит

Еще одно сгоревшее здание:

В правом крыле каким-то чудом сохранилась лепнина советских времен:

На плаце стоит Ленин

Неподалеку есть фонтан:

Еще несколько фото окрестностей:

Ужасно, что такое уникальное место находится в столь удручающем состоянии. Но есть среди всего этого ужаса и лучик света. Недавно какая-то Ачинская компания взялась превращать заброшенные здания в дешевое жилье. Конечно, в нормальных условиях я назвал бы такую реконструкцию варварской: вставляются самые дешевые и убогие окна и двери и все такое прочее. Но в нынешних условиях это - подвиг предпринимателей. Надеюсь проект будут масштабировать на весь район. Это позволит сохранить его до лучших времен, когда можно будет провести по-настоящему качественную реконструкцию.

Краеведческий музей

После осмотра основных исторических достопримечательностей города, рекомендую заглянуть в местный краеведческий музей. Это позволит лучше понять историю города, задать вопросы об увиденном и посмотреть более-менее прилично отреставрированный ачинский особняк изнутри. Экспозиция крайне небольшая, по сравнению с красноярскими музеями, но насыщенная и интересная. Вы, например, знали, что Николай Второй, Ленин и Сталин бывали в Ачинске? При чем все трое до своего прихода к власти. В общем, рекомендую.

Советская часть города

Глядя на все описанное выше, может показаться что Ачинск - очередной город без экономики. Мало ли таких в России? Взять какую-нибудь Читу или, скажем, Ак-Довурак в Тыве. Ну если самая интересная, самая ценная, самая уникальная, и что самое главное, самая инвестиционно-привлекательная (При минимально компетентной политике) часть города выглядит так, должно быть все совсем плохо. Однако, в действительности, в городе есть крупная промышленность. Благодаря чему в городе есть достаточно обширный слой людей с приличными или даже высокими, по российским меркам, доходами. Это хорошо видно по обилию достаточно дорогих автомобилей в городе. То есть в городе деньги есть.

Попадая в советскую часть города это начинаешь чувствовать. Конечно, никакой роскоши нет. Но нет и того количества пыли, что есть в центре. Контингент меняется на приличных людей, более-менее ровные дороги и тротуары, уличная навигация, новые автобусные остановки, плохие, но все же, попытки сделать велоинфраструктуру, повсюду какие-то благоустроенные скверы, пусть и не особо качественно сделанные.

Просто сравните остановки в центре города и в советской его части. И это не единичный пример. Они все такие, по крайней мере исходя из того что я видел.

Остановки в центре и в советской части
Остановки в центре и в советской части

Более того, недавно в городе за огромные, по меркам Ачинска, деньги благоустроили Парк Победы. Получилось в целом, неплохо, еще бы грунт закрыли пока на нем не вырос газон, и я бы, возможно, сказал что хорошо. Берите пример с Красноярска. У нас благо, в подобных проектах все-таки научились так делать. Это стоит копейки.

В чем тут проблема?

Действительно, что-то ведь благоустраивают, что-то делают. Что тебе не нравится?!

Проблема в том, что это просто максимально идиотская инвестиционная стратегия и в нынешнем положении города - просто выкидывание столь необходимых городу инвестиций.

Я долго пытался придумать хорошую аналогию здесь, но получилось только только такую с большими условностями, но тем не менее, думаю из нее все будет понятно:

Представьте что вы высококвалифицированный специалист, чей труд на рынке стоит 100-200 тыс. рублей. Вы востребованы и в любой момент можете найти, при необходимости, хорошую работу. Вы попали в какую-то передрягу, упустим детали, и остались на улице в рваной, грязной, вонючей одежде. Да и вы сам весь в грязи. Но не все так плохо. У вас в кармане осталось 20 тыс. рублей.

Что в такой ситуации сделает нормальный человек?

На имеющиеся деньги снимет максимально дешевое жилье, где сможет помыться, купит недорогую, но чистую одежду и уже выглядя нормально, придет на собеседование, получит работу и уже через месяц сможет многократно повысить свой уровень жизни и потребления.

Что делают в Ачинске?

Берут имеющиеся деньги и тратят на развлечения, кафе и рестораны (Здесь игнорируем, что в реальной жизни человека в таком виде не пустили бы в ресторан).

Бесполезные ли эти траты?

Смотря как посмотреть. С одной стороны, это неотъемлемая часть нормального городского образа жизни. Это то, что делает жизнь лучше, но с другой, в данной ситуации это траты абсолютно идиотские. У вас просто не останется денег, а на работу вы не устроитесь, ведь любой работодатель подумает, что вы просто бомж, который сошел сума и теперь лезет к нему, утверждая, что он якобы специалист. В итоге вы останетесь бомжем, постепенно деградируя как личность, пока от вашей квалификации не останется и следа.

Понимаете о чем речь?

В Ачинске есть колоссальный потенциал - его историческое и архитектурное наследие. Которое может не только сделать город уникальным, городом с лицом, городом который можно любить (Я несколько раз встречал молодых людей, уехавших из Ачинска, которые не понимают за что сейчас можно любить этот город). Но и приносить огромные деньги в бюджет и создавать большое количество рабочих мест, что в свою очередь приведет к существенному росту доходов населения. И уже эту прибыль можно пустить на благоустройство советской части города и другие проекты, которые повышают качество жизни в моменте, но не приносят дополнительных доходов в будущем.

Ну правда, есть ли еще в Сибири город, который имея такое огромное историческое и архитектурное наследие, находился бы на самой загруженной трассе в Красноярском крае и одной из самых загруженных в Сибири, а также на ТрансСибе, благодаря чему, имеющий огромный потенциальный транзит туристов, более того, максимально удобно расположенный между крупнейшими центрами всего Сибирского региона (Красноярск, Кемерово, Томск. Чуть дальше Новосибирск, Новокузнецк) И где в добавок есть внутренний платёжеспособный спрос?

Ну просто идеальные условия! К тому же, в Ачинске достаточно небольшое население, благодаря чему, тот рост экономики, который возможен, будучи распределен между жителями, очень существенно повысил бы уровень доходов людей. Вместе с существующей промышленностью, вполне реально вывести их на вполне приличный уровень. Вполне реальным здесь является рост в 1,5-1,7 раз.

Да и согласитесь, жить в приятном городе с красивой архитектурой и лицом, где можно просто прийти выпить чашку кофе сидя за уличным столиком, словно на Красноярском проспекте Мира, и получая эстетическое удовольствие от окружения, куда приятнее, чем жить в сером моногороде.

Что делать?

Теперь, когда мы более-менее определились с проблемами города и его перспективами, давайте поговорим о том, какая политика позволила бы достичь описанных выше целей.

У нас до сих пор, особенно в городах вроде Ачинска, где с современной многоукладной экономикой большие проблемы и люди просто не понимают что это и как работает, многие мыслят в категориях вроде: У нас есть разваливающееся историческое здание, государство (муниципалитет, регион) должно его отреставрировать. Если у государства денег на это сейчас нет, то ничего не сделать. Вот были бы у государства деньги на это, тогда сделали бы.

Даже в краеведческом музее, в одном из немногих мест в Ачинске, где людям не наплевать на историю города, я слышал такую риторику.

Если вы из Ачинска, и приезжая в Красноярск, или скажем Москву, удивлялись тому, в каком хорошем состоянии исторические здания здесь. Открою вам секрет: Никакие из них, за очень редким исключением, не реставрировались за счет государства. Это все, в основном, частные инвестиции.

Запомните это словосочетание:

Инвестиционная привлекательность

Инвестиционная привлекательность в совокупности со способностью властей направить инвестиции в правильное русло.

Эта пара способна творить чудеса. Именно они сделали развитые страны и города развитыми. Именно они подняли из нищеты миллиарды людей, именно они превратили остров Сингапур без какой-либо экономики в практически рай на Земле. И именно они и только они превратят Ачинск, если это в принципе произойдет, в процветающий город.

Без первого, второе бесполезно, а без второго, первое малоэффективно.

Иными словами, инвестиционная привлекательность создает потенциал для роста, грамотная политика властей же, позволяет максимизировать пользу от этого потенциала.

Сегодня у центра Ачинска практически нулевая инвестиционная привлекательность. Капитал оттуда бежит, пытаясь продать недвижимость хоть за какие-то деньги. Власти города искусственно превратили исторический центр в маргинальную окраину. Тут живут и ведут свой бизнес только те, кому не хватило денег на жилье в советской части города. Это как если бы в центре Красноярска жили те, кому не хватило денег чтобы жить в Черемушках. Нужно снова превращать его в полноценный центр. У этой задачи есть три ответа: Благоустройство, Уплотнение и Транспорт.

Начинать нужно, конечно, с благоустройства. На данный момент, все инвестиции, которые делаются в этой сфере в городе, должны приходится только на центр. Нужно просто сделать в центре нормальные тротуары по которым приятно ходить, какие-то камерные общественные пространства, нормальный профиль улиц, освещение.

Это одно уничтожит всеобщую атмосферу уныния, станет меньше пыли, станет приятно гулять по центру. Появятся первые туристы, а главное сами жители города станут чаще посещать центр.

Появление первых людей тут же приведет к повышению инвестиционной привлекательности центра, сначала пустеющие площади будут заняты арендаторами. Потом, когда пустых площадей не останется, инвесторы начнут восстанавливать здания, непригодные для использования в нынешнем состоянии.

Властям остается просто контролировать правила реконструкции исторических зданий. Чтобы это была именно реставрация, а не постройка нового с закосом под старое.

При чем, здесь сработает эффект домино. Чем больше компаний будет открываться в центре, чем больше исторических зданий будет восстановлено, тем больше жителей и туристов будут проводить здесь время. Это приведет к росту инвестиционной привлекательности, а значит, все больше бизнесов будет появляться и все больше зданий восстанавливаться.

Нужно просто запустить процесс, дальше поедет само.
Нужно просто запустить процесс, дальше поедет само.

Можно форсировать этот процесс, создав для города бренд, как это сделали в Енисейске и продвигать город в рекламе. Достаточно просто нанять фотографа, который бы качественно сфотографировал архитектурные детали исторических зданий города, многие из которых, как мы уже говорили, абсолютно уникальны. Оформить все согласно фирменному стилю, добавить логотип города и развешать банеры на загруженных трасах Сибири. Многие ведь и не знают что таит в себе этот славный город. Даже я до недавнего времени не знал об этом. Со временем, народная молва превратит Ачинск в один из главных центров исторического городского туризма в Сибири.

Давайте проведем простые расчеты.

Предположим мы вложили в центр пол миллиарда рублей. Это, конечно, не так много, но вполне достаточно чтобы сделать качественное благоустройство в самом центре с брусчаткой и всем таким прочим. А ближе к окраинам центра тротуары с обычным, но ровным, асфальтовым покрытием.

Допустим, в среднем, в течении года, в городе будут тратить по 500 рублей 100 туристов в час, скажем, 10 часов в сутки. Это вполне реалистичные цифры, учитывая колоссальный транзитный поток, проходящий через город уже сегодня.

Получается, таким образом, город привлекает:

500 000 рублей инвестиций каждый день

15 000 000 рублей в месяц

182 000 000 рублей в год

То есть, инвестиции полностью окупятся меньше, чем за 3 года! И дальше будут приносить исключительно прибыль!

При чем, в Ачинске есть потенциал чтобы задержать туристов на ночь.

Уже сейчас, чтобы осмотреть интересные части города нужно примерно пол дня.

Если добавить сюда, скажем, промышленный туризм, потенциал для которого в Ачинске однозначно есть, ведь там расположены на самом деле, во многом уникальные для мира производства

Просто посмотрите на то, какую территорию занимают промышленные предприятия и как они выглядят со спутника. Фото: Google Maps
Просто посмотрите на то, какую территорию занимают промышленные предприятия и как они выглядят со спутника. Фото: Google Maps

или, например, благоустроить набережную (да, сегодня в Ачинске есть большая река, но нет набережной). Ну или на худой конец раскрутить природные достопримечательности в округе, можно заставить туристов оставаться в городе на ночь.

Почему это важно?

В таком случае турист оставляет в городской экономике кратно больше денег.

Одно дело просто один раз перекусить в кафе во время прогулки по городу, и совсем другое, пообедать, поужинать, остановиться в гостинице или снять квартиру посуточно и перед отъездом еще позавтракать.

Именно поэтому, все туристические города пытаются задержать туристов на ночь. Потенциал для этого, как мы уже сказали, у города есть. И если его реализовать,

туризм вполне может приносить городу 300-400 миллионов рублей ежегодно.

Немаловажно, что помимо денег, сам город станет намного приятнее. И это не только вопрос качества жизни, но и вопрос экономики, помимо туристической отрасли. С приятным, комфортным и, что самое главное, живым городом талантливые молодые, и не только, будут связывать свое будущее. Вкладывать деньги в городе. Сейчас же они уезжают в другие города и реализуют себя там. В городе появятся целые отрасли экономики о которых его жители даже не слышали, а если и слышали, то не предполагали, что такое может быть в их городе. Творческие индустрии, IT кластеры, высокотехнологичные производства - первое, что приходит мне на ум. Но это, разумеется этими индустриями все не ограничивается. Многие индустрии еще предстоит придумать талантливым жителям города. Так или иначе, важно то, что в городе впервые появится современная многоукладная экономика.

В городе в полне может впервые с середины 1980-х начаться демографический рост!

Уплотнение.

После того как все пустеющие площади в центре будут использованы. Все исторические здания восстановлены. Вероятно, плотность населения в центре все еще будет несколько ниже советской части города.

Между тем, в любом здоровом городе центр - всегда самая плотная часть. Это так и в Красноярске и в Москве и в Париже и в Шанхае. Это необходимо для грамотного создания эффекта масштаба и превращении центра в флагман экономики. Почему это важно и как это работает мы подробно говорили на этом стриме.

Поэтому, в определенный момент, центру города понадобится уплотнение.

Думаю у большинства читателей тут же всплыли в голове негативные ассоциации. Дело в том, что в действительности, никто из них не видел грамотного уплотнения и точечной застройки. В Ачинске примеров уплотнения, пожалуй вообще почти нет. А в Красноярске есть примеры только варварского уплотнения без учета контекста, может быть за парой исключений.

Точечная застройка в Копенгагене. Здание слева - историческое, справа - современное. Фото: Аркадий Гершман.
Точечная застройка в Копенгагене. Здание слева - историческое, справа - современное. Фото: Аркадий Гершман.

Качественное уплотнение должно производится с учетом контекста. Новые здания не должны выделяться по этажности. Их архитектура должна быть сдержанной и быть как бы фоном для исторической застройки.

Проект реконструкции  и уплотнения квартала цветов в Красноярске от студии A2. В случае Ачинска я бы ограничил этажность в центре 4 этажами.
Проект реконструкции и уплотнения квартала цветов в Красноярске от студии A2. В случае Ачинска я бы ограничил этажность в центре 4 этажами.

В центре Ачинска на самом деле полно так называемых, "выбитых зубов" на месте окончательно развалившихся и снесенных зданий и зданий не имеющих ценности, построенных на месте снесенных ранее исторических зданий.

В таких местах может появится новая недвижимость.

Завершить процесс превращения исторического центра Ачинска в настоящий центр, а самого Ачинска из серого моногорода в полноценный современный город может Транспорт.

Ачинский трамвай. Фото: Город «А»
Ачинский трамвай. Фото: Город «А»

Транспортная система Ачинска строилась в советское время с целью возить людей на завод. С тех пор она практически никак не перестраивалась под нужды современной экономики, а только медленно деградировала.

Сегодня в Ачинске остается одна из двух городских трамвайных систем в Красноярском крае. Правда видно, что она недофинансирована. Тут случилась та же беда, что и в Красноярке.

Если дать обезьяне смартфон, она начнет им колоть орехи и достаточно быстро решит, что вещь это какая-то бесполезная ибо камнем орехи колоть удобнее. Тоже самое случилось с трамваями в наших городах.

Наши власти попросту не умеют им пользоваться. Они не понимают что такое магистральный транспорт. И вместо гетерогенной системы маршрутов, используемой во всем мире и в Москве, упорно сохраняют гомогенную.

в гетерогенной системе существует разделение на местные и магистральные маршруты.

  • Задача магистральных наиболее эффективно и быстро перевозить людей из одной части города в другую.
  • Задача местных маршрутов же, развозить людей от остановки магистрального транспорта внутри района.

Чтобы эта система работала, разумеется, необходима бесплатная и удобная пересадка.

В городах с населением от 50 тыс. до 2-3 млн человек на роль магистрального транспорта идеально подходит трамвай.

  • Трамвай не стоит в пробках
  • Крайне дешевый в эксплуатации, экологичный и отказоустойчивый транспорт
  • Может ездить в сцепках благодаря чему может перевозить больше людей за раз, чем автобус
  • Трамвайную систему, в отличие от автобусной, можно отладить так, что будет работать как швейцарские часы безотказно и с всегда одинаковыми интервалами.

Из минусов только относительно высокая стоимость начальных вложений. Которая, впрочем, не идет ни в какое сравнение с вложениями для постройки метрополитена.

Проблема наших трамвайных систем в том, что они не являются магистральными. Скорее просто очередной маршрут в гомогенной транспортной системе.

Что отлично видно, если посмотреть на то, сколько автобусных маршрутов просто дублируют трамвайные

Менее эффективный транспорт просто забирает пассажиров у более эффективного. В итоге первый становится убыточным и деградирует. Ибо денег на ремонт рельс, обновление подвижного состава просто нет.

Можно ли представить чтобы в Москве, или другом мировом мегаполисе, линию метрополитена дублировало еще 10 таких же, но с поездами меньшей вместимости, а все бы говорили, что метро - это убыточный и неэффективный транспорт и от него нужно отказаться?

Во многих российских городах это в итоге привело к полному уничтожению системы. Нам в этом плане повезло. У нас есть возможность все таки превратить наши трамвайные системы в полноценный магистральный транспорт.

Другая проблема Ачинского трамвая, заключается в том, куда он ведет. Как мы сказали выше, ачинский трамвай строился чтобы возить людей на завод, а не для того чтобы связать город.

По итогу, на данный момент, центр города находится на конечной одного из маршрутов, а северная часть города, где есть достаточно большой жилой район и находится ЖД вокзал, трамвайной системой не соединена вовсе.

Когда экономика города более менее заработает, нужно будет обязательно вести трамвай через центр в северную часть города до ЖД вокзала. Это не только сделает исторический центр центром в транспортном плане и таким образом, завершит формирование этой территории как полноценного центра города, но и позволит туристам, приезжающим в город на железнодорожном транспорте быстро и удобно добираться до центра, а ачинцам упростит поездки в том числе и в соседние города.

Заключение

Мне хватило одного посещения чтобы полюбить Ачинск. Как и Красноярск, только в еще большей степени, я полюбил этот город не за то какой он сейчас, а за то, каким он может быть.

К сожалению, город планомерно превращается властями из уникального душевного сибирского города в скучный промышленный моногород, где со временем останутся лишь те, кто работает на заводе и то, только на период работы. Они превращают его из города для жизни и развития в город одной функции без лица и идентичности.

Полюбите и вы свой город. Говорите об его перспективах. Пусть все вокруг вас понимают упущенные возможности. Тогда властям прийдется хотя бы имитировать деятельность в нужном направлении. Развивайте внутригородскую дискуссию. А я всегда буду рад вам с этим помочь.

Хочу обратить внимание, что последний абзац относится не только к Ачинску.

У Ачинска есть возможность стать одним из крупных центров Сибири. Конечно, конкурировать на равных с Красноярском и Новосибирском вряд ли получится, но уровень Абакана, или даже Кемерово достижим. Вот только Ачинск может быть куда душевнее этих двух вместе взятых.

Хочу также обратиться ко всем тем, кому не все равно на наше историческое наследие. Сегодня фронтир борьбы за сохранение Сибирской истории находится именно в Ачинске. Еще лет 10 такой некомпетентной политики и от истории в городе не останется и следа. А ведь именно здесь возможно реализовать по-настоящему успешный кейс переосмысления города и его исторического наследия.

С моей точки зрения, общество всего края сейчас должно бороться сообща за сохранение Ачинска.

P.S. Почему у Ачинска не получилось?

Раз все так просто, как ты рассказываешь, почему никто этого еще не реализовал? - Можете спросить вы.

Действительно, как так получилось что за последние 15 благополучных лет, когда у города и края были деньги не было сделано НИ-ЧЕ-ГО?!

Здание администрации Ачинска
Здание администрации Ачинска

Во-первых, стоит прямо сказать, что то что этот уникальный сибирский город планомерно теряет свое лицо - личные ответственность и позор (А в ряде случаев вопиющее преступление) всех мэров и депутатов Ачинска, а так же губернаторов края, скажем за последние 15 лет, когда у города и региона были деньги, включая последнего мэра города Александра Токарева и нынешнего губернатора Александра Усса.

Но все же, хочется понять какие глубинные процессы привели к такому результату.

На мой взгляд, есть три причины.

  • Во-первых, по всей России еще в результате революции 1917 года национальные элиты были уничтожены и заменены на советскую номенклатуру, отбираемую согласно очень странным и неэффективным принципам. Усилило этот эффект уничтожение даже существующих государственных институтов после так называемого развала Советского союза
  • Во-вторых, современная российская налоговая система устроена таким образом, что у местных элит практически полностью отсутствует стимул развивать экономику города, ибо все налоги все равно получит федерация и регион, а им также, как и сейчас прийдется выпрашивать дотации из вышестоящих бюджетов.
  • Ну и в-третьих, с Ачинском случилось ресурсное проклятие. Мы всей страной прочувствовали что это такое на собственной шкуре. По жителям Ачинска же, ресурсное проклятие ударило дважды. В Ачинске есть завод. Зачем элитам что то делать, напрягаться, развивать город? Пока есть завод, будут деньги. В итоге, вместо наращивания экономики, ачинские элиты занимались дележкой существующего пирога.

Вот такая история.

Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен, Инстаграм и Телеграм канал. Будем и дальше говорить о проблемах края и его городов, а также о нашей истории.