Продолжим разговор не о педагогической, а об управленческой компетенции нашего министра. Следующий уровень – школа. Министерство просвещения Российской Федерации не несет никакой реальной ответственности за работу школ. Все школы в нашей стране либо ГБОУ (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение), либо МБОУ (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение). Могут быть вариации со словами «казенное», «автономное» и т. п., но сути это не меняет – школа подчиняется не министерству, а исключительно местным или региональным властям. Директоров школ назначают уполномоченные этими самыми властями органы – отделы, департаменты, управления образования. И это неправильно. Все школы в стране должны подчиняться Министерству просвещения. Да, на данный момент, в стране более 40 000 школ. Да, достаточно сложно сразу организовать четкое и качественное взаимодействие с каждой школой, но сложно – не значит невозможно. Назначение директора школы должно происходить по приказу министерства, как и обучение и подготовка самих директоров. Директор школы – федеральный чиновник.
Давайте посмотрим на примере судей. Общая штатная численность всего судейского корпуса составляет 27 380 человек. При этом в учет не берутся военные и мировые судьи. Всех их, за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации, назначает Президент Российской Федерации (статья 6, пункты 1–4 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) «О статусе судей в Российской Федерации»). В чем проблема, сделать то же самое с директорами, только назначать их приказом Министра просвещения. Кстати, в этой связи можно отказаться от большого количества посредников в лице региональных и муниципальных министерств, управлений, отделов образования. Можно оставить определенные структуры на уровне Федеральных округов, ну и в городах Федерального подчинения, а на уровне муниципальном – методистов. В этом отношении неплохо использовать опыт Москвы, где сократили окружные управления образования и сделали межрайонные советы директоров. Ситуаций, когда необходимо срочно поменять директора, не так много, для таких случаев есть кадровый резерв. Технологии отбора кандидатов в директорский корпус достаточно отработаны. Хочешь быть директором – пожалуйста, подавай заявку, проходи конкурсные процедуры. Прошел – замечательно! Давайте кандидатов соберем летом на две-три недели для обучения и принятия окончательного решения по их кандидатуре. Все максимально прозрачно. При этом важно, чтобы кандидаты обязательно имели педагогический стаж, к примеру, не менее 5 лет в должности учителя. Но это уже совсем технические моменты. Если мы говорим о стратегии, то в течение 5–6 лет директорский корпус качественно изменится. При этом не обязательно менять всех директоров, гораздо важнее то, что в результате они будут работать действительно в одной парадигме.
И опять мы с вами видим, что достаточно простое управленческое решение, способное качественно изменить работу системы образования, почему-то министром не рассматривается.
Вообще все это приводит в состояние полной тоски – какую область, связанную с системой образования, не возьми, у нашего министра сплошные пробелы или как сейчас любят говорить – недостаток компетенций.
Кстати, а вы слышали про такую, часто упоминаемую мной контору, из который вышел наш министр – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»? Полюбопытствуйте. Сплошные кандидаты и доктора на гособеспечении, правда к школе никакого отношения не имеют, но это же мелочи…
Подписывайтесь. Комментируйте. Лайкайте.