Найти тему
ВТБ Страна

Кому Брамс писал колыбельные и реквием? Плейлист ко дню рождения композитора

Оглавление
Портрет Иоганнеса Брамса по фотографии Марии Феллингер, 1896 год, Вена © Audiamus, CC BY 2.0 DE, Wikimedia Commons
Портрет Иоганнеса Брамса по фотографии Марии Феллингер, 1896 год, Вена © Audiamus, CC BY 2.0 DE, Wikimedia Commons

Задорные «Венгерские танцы», нежная «Колыбельная» и симфонии — Брамс оставил нам многое. Слушаем, наслаждаемся и узнаем больше о композиторе.

«Колыбельная»

В 1858 году в Гамбурге Брамс познакомился с 17-летней Бертой Порбски, участницей женского хора. Какого рода у них были отношения — неизвестно, но мы точно знаем, что Берта напевала Брамсу баварские мелодии, многие из которых стали основой ряда произведений композитора. Время развело Брамса и Порбски — он уехал в Вену, она вышла замуж, но друзья продолжали переписываться.

В 1868 году Берта родила сына, и в качестве подарка Брамс прислал ей колыбельную, где использовал одну из мелодий, которую напевала ему Берта.

Посыльный, доставивший рукопись, передал Берте и ее мужу послание от композитора: «Фрау Берта знает, что я написал “Колыбельную” для ее малыша, но когда она будет петь ее Гансу перед сном, то для нее тоже прозвучит песня о любви».

«Колыбельная» Брамса популярна не только среди родителей, которые убаюкивают малышей: ее активно используют в сериалах и фильмах. Например, «Колыбельная» звучит в драме «Шоу Трумана», триллере «Охотники за разумом», фэнтези «Братья Гримм».

«Венгерские танцы» (Ungarische Tänze)

Венгерский народный танец чардаш, 1892 год, автор неизвестен © Public domain
Венгерский народный танец чардаш, 1892 год, автор неизвестен © Public domain

В сборнике «Венгерские танцы» — 21 танцевальная мелодия. Композиции № 11, 14 и 16 написал сам Иоганнес Брамс, а в основе композиций № 1 и 5 лежит чардаш Бела Келера Bártfai emlék, который Брамс по ошибке принял за народную музыку. Кстати, как раз эти мелодии наиболее популярны.

Танец № 1 — композиция контрастов. Сначала это меланхоличная мелодия, в которой угадывается грусть о прошлом. А потом появляются бодрое настроение, игривость, веселость.

Танец № 5 — динамика, острота, запоминающийся ритм. В этой мелодии хорошо прослеживается изюминка чардаша — вариации его темпа.

В 1869 году Брамс опубликовал две тетради мелодий: публика была в восторге от зажигательных и ярких мотивов. Изначально сборник был составлен для фортепиано в четыре руки, затем его стал исполнять оркестр. Длительность каждой мелодии — от 1 до 4 минут. В 1880 году были обнародованы еще две тетради «Венгерских танцев».

«Венгерские танцы» сильно повлияли на развитие регтайма — танцевальной американской музыки, популярной в начале 20 века, а самому Брамсу они принесли известность.

Симфония № 1

Симфонию № 1 op. 68 Брамс написал в 1876 году. Партитура, а заодно и переложение для фортепиано в четыре руки, были опубликованы в октябре 1877 года.

Брамс готовил свою первую симфоническую работу тщательно и скрупулезно: боялся провала. И его старания не пропали даром — публика и критики с восторгом приняли Симфонию № 1. Ганс фон Бюлов, дирижер и композитор, назвал это произведение Брамса «десятой симфонией Бетховена». Это не просто сравнение с признанным гением и лестный отзыв, но и намек на важные детали: финал Симфонии № 1 перекликается с финалом Симфонии № 9 Бетховена.

Симфония № 4

Это последняя симфония Брамса, вершина его творчества и, по мнению критиков, — самое совершенное из его произведений.

Сначала Брамс дал послушать ее друзьям, но те приняли музыкальное творение холодно. Критик Эдуард Ганслик сказал, что первая часть симфонии вызвала у него странное ощущение — «…будто меня отлупили два ужасно остроумных человека». А музыковед Макс Кальбек порекомендовал переписать финал.

После таких отзывов Брамс сомневался, что его симфония придется по душе слушателям. Тем не менее в 1885 году в Майнингене состоялась ее премьера.

Симфония имела успех, но доставила Брамсу одну неприятность: стала причиной ссоры с Гансом фон Бюловом, его близким другом, который в ту пору был дирижером Майнингенской капеллы. Бюлов любил усиленные эффекты, а Брамс этого не выносил. Изначально Бюлов должен был дирижировать премьерным исполнением, но Брамс пошел в обход всех договоренностей и сделал это сам. Ганс был оскорблен: он ушел в отставку и больше не возвращался в капеллу, а с Брамсом прекратил общение и дружбу. Помирились музыканты только два года спустя.

«Немецкий реквием» (Ein deutsches Requiem)

Фото Иоганнеса Брамса, автор — Фриц Лакхард © Public domain
Фото Иоганнеса Брамса, автор — Фриц Лакхард © Public domain

Историки полагают, что идея создания реквиема появилась у Брамса в 1856 году после смерти композитора Роберта Шумана. Шуман страдал от психического расстройства, пытался покончить с собой, два года провел в клинике для душевнобольных и умер в ее стенах, так и не излечившись от недуга.

Потерю друга Брамс переживал тяжело, свои эмоции выражал музыкой, и в 1857–1859-х годах написал музыку к будущей второй части реквиема. Тогда произведение не было завершено.

В 1865 году Иоганнес потерял мать: еще один удар и еще один толчок к написанию заупокойной мессы. В 1866 году основа «Немецкого реквиема» был готова. В разных исполнениях его продолжительность — 65–80 минут: это самое длинное произведение Брамса.

Для справки:

Послушать произведения Иоганнеса Брамса можно в концертных залах страны. Например, в Московской консерватории или на концертах Национального филармонического оркестра России. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции в рамках общебанковской программы «Культурная страна».