Одним из дорогих и важных воспоминаний для жителей Донской земли является панихида на Монастырском урочище (Аксайский район Ростовской области) по донским казакам, погибшим при взятии турецкой крепости Азов в 1637 году.
Первое документальное упоминание о Монастырском городке относится к 1593 году, а с 1620 по 1637 годы он являлся постоянной столицей донского казачества – “Главным войском”. (Сухоруков В.Д. Краткое историческое известие о бывшем на Дону городе Черкасске - // «Северный архив». № 20. 1823. С.91). Отсюда в апреле 1637 года казачья рать во главе с войсковым атаманом Михаилом Татариновым двинулась к Азову, который и взяла 18 июня того же года, сделав Азов Главным Войском (столицей) донского казачества(1637-1642). Павшие в сражении за эту крепость казаки были погребены на территории Монастырского городка.
Взятие Азова казаками потрясло Европу. В европейские правители задавались вопросом: « Кто такие казаки и как им удалось взять неприступную крепость Азов?» В то время Османская империя являлась очень мощным государством, державшим в страхе практически все европейские страны. Потеря Азова была колоссальным позором для турок, поэтому они жаждали взять реванш.
В июне 1641 года 240-тысячная объединенная турецкая армия подошла под стены Азова с целью вернуть эту крепость себе. Начинается знаменитое «Азовское осадное сидение». В крепости находилось от шести до восьми тысяч человек, включая женщин и детей. Крепость подверглась многочисленным обстрелам и атакам. В обороне Азова принимали участие даже женщины и дети. Во время штурмов они с крепостных стен лили горячую смолу и вар на головы врагов, бросали камни. Турки насыпали земляной вал на уровне крепостных стен, установили пушки и начали вести обстрел крепости. Но, казакам удалось взорвать этот вал вместе с янычарами и пушками. Тогда турки насыпали еще более грандиозный земляной вал и 16 дней вели обстрел крепости. И так продолжалось в течении трех месяцев.. Но взять Азов они так и не смогли. Тогда главнокомандующий турецкой армии Гусей-Дели Паша предложил казакам крупный денежный выкуп за оставление Азова, но казаки ответили отказом, сказав, что им казакам дороги не деньги, а воинская слава.
26 сентября 1641 года турецко-татарское войско, потеряв примерно семьдесят тысяч убитыми и ранеными, ушло из-под Азова. Знаменитая Азовская эпопея окончилась полной победой казаков, проявивших героизм и незаурядное воинское мастерство.
Казаки посылают в Москву к царю Михаилу Федоровичу станицу-посольство с нижайшей просьбой к русскому государю принять город Азов в русскую вотчину. Собравшейся Земский собор решил, чтобы удержать Азов необходимо послать в город 10- тысячное войско содержание которого обойдется в 201 тысячу рублей, огромную по тем временам сумму. Было принято нелегкое решение все-таки оставить Азов. Весной 1642 года казаки покинули Азов, перебравшись в Монастырский городок. Осенью 1644 года превосходящие силы турок и татар в ночном бою овладели городком, перебив практически все казачье население. Донцы похоронили своих погибших товарищей, но не стали больше возобновлять здесь казачий городок. Но ежегодно стали приплывать сюда для совершения панихиды по убиенным своим братьям. Обычно это делалось в сыропустную субботу масленицы. Приходили: походный атаман, казаки Аксайской, Манычской, Ольгинской станиц, предводительствуемые станичными атаманами. Здесь они становились кругом вокруг могилы, и совершали вселенскую панихиду. По ее окончании все отправлялись в Преображенскую церковь города Черкасска (станицы Старочеркасской) . При этом переходе молодежь делала скачку, а ополчение, идущее колоннами, затягивали богатырские песни. Прибыв на Ратнинское кладбище еще раз служили панихиду в Преображенской церкви. (Попов Х.И. Историческая панихида на Монастырском урочище.- // «Донская церковная старина». Вып.1. Новочеркасск, 1906. С.17).
Так продолжалось много десятилетий…
В 1866 году, к приближающемуся 230-летию со дня начала Азовского “осадного сидения”, по инициативе священника Старочеркасского Воскресенского собора Григория Левицкого, на Монастырском урочище состоялась закладка памятника-часовни в честь воинов, похороненных здесь. В фундамент часовни был зарыт сосуд со священным елеем и надписью: “Во славу Преблаго Бога, Пресвятые Его Богоматери и Защитника Азова Святого Иоанна Предтечи заложен, сей памятник в честь и вечную славу донских героев, покоривших российской державе в 1637 и защитивших его в 1641 году от трехсоттысячной турецкой армии… Господи! Да будет памятник сей залогом любви христолюбивого Донского воинства к почившим в бозе предкам своим!” (// Донские епархиальные ведомости. 1890. № 8.С. 251–253).
Через год часовня была построена и освящена. Она представляла собой четырехугольную пирамиду с главой и восьмиконечным крестом. Внутри, куда вело три двери, находился небольшой, но красивый иконостас, одной из икон которого была икона Иоанна Предтечи, явившегося в помощь защитникам Азова в 1641 году. На задних стенах часовни имелось три надписи. Первая рассказывала об истории борьбы за Азов в 1637-1641 гг., на второй перечислялись предводители донских полков, внесших вклад в сооружение этого памятника, на третьей был приведен церемониал ежегодного празднования памяти Азовского “сидения”.
Ежегодно в первую субботу перед Покровом (1 октября по старому стилю) здесь совершалась панихида. День этот был выбран потому, что 27 сентября окончилось “осадное сидение”. Как же проходила панихида? Приведем этот ритуал по описанию на сентябрь 1911 года.
В тот день в станицу Старочеркасскую из Новочеркасска по предварительной договоренности прибыл отряд конников, состоявший из полусотни юнкеров Новочеркасского военного училища, первой отдельной сотни, двух орудийных расчетов льготной батареи и хора войсковых музыкантов. В Старочеркасской к ним присоединилась сотня льготных конных казаков и полусотня конных подростков-казачат. Все собрались на майдане у собора, затем по команде походного атамана, с боевыми песнями двигались в сторону Монастырского урочища. Одновременно туда же потянулась и масса народа. Местное духовенство и хор певчих ожидал всех на Монастырском урочище. На панихиде присутствовал наказной войсковой атаман в сопровождении атамана Черкасского округа.
Во время пения “со святыми упокой, вечная память”, давались залпы из пушек и ружей. После этого читалась грамота царя Михаила Федоровича. Затем войсковой атаман пропускал войска церемониальным маршем, в котором участвовали и конные казачата. Затем все участники панихиды возвращались в станицу Старочеркасскую, где служили панихиду в Преображенской церкви. Далее все войска выстраивались на майдане у собора. Наказной атаман принимал рапорт походного атамана, следовал по фронту ополчения и провозглашал здравицу, которая покрывалась дружным “ура” и залпами орудий. Оркестр исполнял государственный гимн.
Свое описание этого торжества автор завершает словами: “Остается от души пожелать, чтобы заведенный этот обычай, имеющий глубокий и назидательный смысл для будущих поколений, не затерялся и ежегодно чтился донцами. Обычай этот должен существовать во имя того, что в могилах урочища лежат прахи чудо-богатырей, рыцарей-воинов. Они же истинные христиане и благородные граждане, за веру и Отечество живот положившие”. (// «Приазовский край». 25 февраля 1899 года).
В настоящее время на Монастырском урочище, этом святом для каждого казака месте, у освященной в 2005 году новой часовни проходят торжественные мероприятия, посвященные славным казачьим датам. Звучат церковные молитвы, торжественные и искренние речи, призывая все новые и новые поколения донцов прийти сюда и поклониться своим славным предкам, стойко бившимся за землю родную и завещавшим нам беречь ее как бесценную и вечную святыню, без которой не может жить человек…
Автор Галина Астапенко, краевед, член Союза журналистов России. Глава из книги Г.Д. Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. ХХХ веков. Ростов-на-Дону, 2001. С. 133-136.
Редакторская обработка и подбор иллюстраций – Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.