Ордоннанс-завещание короля Филиппа, написанный перед самым отбытием короля в Третий крестовый поход, стал фундаментальной базой, обеспечившей удаление от власти богатейших сеньоров королевства. С этого документа началось строительство государства «на новых основах»: в нем господствовала власть монарха, формировалось чиновничество на королевской службе, феодальная вольница использовалась для централизации. В государстве Филиппа присутствовало великое множество парадоксов, несвойственных феодальной эпохе; однако при этом власть не скатывалась в деспотию или абсолютизм, а продолжала находится в присущих феодализму рамках.
Текст Ордоннанса касается делопроизводственных вопросов, судебных тяжб и королевских обязанностей. Пунктуация в переводе перенесена из французского оригинала.
Ордоннанс-завещание короля Филиппа II от 1190 г.
«Во имя Святой и Неделимой Троицы, Аминь. Филипп, милостью Божьей король Франков, долг Короля состоит в том, чтобы всеми средствами удовлетворять потребности своих подданных, ставить интересы государства превыше собственных интересов. Итак, поскольку Мы со всей силой своего желания исполняем обет паломничества в Святую Землю, Мы решили по совету Всевышнего, распорядится каким образом в Наше отсутствие следует заниматься делами Нашего королевства и принять окончательные меры если с Нашей жизнью что-нибудь случиться во время Нашего пути что соответствует человеческой природе.
Итак, в первую очередь Мы предписываем чтобы наши бальи поселили в Наших владениях в каждом из Наших превотств четыре благоразумных, законных и уважаемых человека. Пусть городские дела рассматриваются в совете с этими людьми, или по крайней мере с двумя из них. Исключение: Париж, где Мы учреждаем шестерых проверенных и законных мужчин […]
Касательно земель, обозначенных особыми названиями, в них Мы определяем Наших бальи, которые на своих землях назначают один день ежемесячно, называемый Ассиз. В этот день все, кто подаст через них жалобу, немедленно получат право на справедливое решение, и это право принадлежат Нам. Дела, принадлежащие Нам лично, будут записываться тогда же.
Кроме того, мы хотим и предписываем чтобы наша дорогая мать королева Адель выбирала вместе с нашим очень дорогим и верным дядей Гийомом архиепископом Реймса один день каждые четыре месяца, когда, в Париже, они будут выслушивать жалобы людей Нашего королевства и предлагать им решение в честь Бога и во благо Нашего королевства.
И, кроме того, Мы повелеваем, чтобы Наши бальи, которые будут проводить Ассизы в городах Нашего королевства, были перед ними [то есть перед королевой и архиепископом — Е.У.] в этот день, и чтобы они в их присутствии рассказывали о делах нашей земли [...]
Что касается Наших бальи, королева и архиепископ не смогут лишить их земли, иначе как за убийство, похищение людей или предательство, бальи также не могут отстранить прево иначе как за одно из этих преступлений. Что же касается Нас, то с Божьим советом Мы справедливо осудим эти преступления, когда указанные люди станут Нам достоверно известны, чтобы все остальные по праву смогли трепетать [...]
Мы запрещаем Нашим прево и Нашим бальи, арестовывать кого-либо или конфисковывать их имущество, всякий раз когда они захотят взять на себя обязательства через надежных поручителей предстать перед судом Нашего двора, кроме случаев убийства похищения людей или предательства.
Кроме того Мы предписываем, чтобы все доходы, Наши службы и Наши сборы доставлялись в Париж тремя периодами в год: сначала в день Сен-Реми, затем в день Очищения Пресвятой Богородицы [Сретение — Е.У.], и третий раз в день Вознесения.»
Recueil des Actes de Philippe Auguste, 1, Paris, 1916, p. 417; éd. Ch. De La Roncière, P. Contamine, R. Delort, M. Rouche (dir.), L’Europe au Moyen Âge, 2, p. 34-35.
Урюмцев Е.Р. Франция эпохи Филиппа II Августа