Найти тему

Венецианские чудеса

В Италии во все времена было множество влюбленных в нее писателей, поэтов и художников. Один из них - наш современник, необычный и страстный политик, эксцентричный и поэтичный общественный деятель, а также автор серии книг об искусстве Италии Витторио Згарби. Витторио вдохновенно воспел в своих книгах "Сокровища Италии" полузабытые, скрытые шедевры итальянского искусства. В день рождения Витторио Згарби публикуем отрывок из его книги "Италия - страна чудес", главку, посвященную Пьетро Лонги и его Венеции.

Пьетро Лонги начал с Поклонения волхвов для Скуолы Сан Джованни Эванджелиста (ок. 1730) и Падения гигантов (1734) для парадной лестницы палаццо Саградо — масштабной барочной композиции со смелыми ракурсами и клубящимися облаками; затем наступила очередь сцен из крестьянской жизни (некоторые из них еще можно видеть в Ка’ Редзонико), свидетельствующих о знакомстве художника с самобытной живописью Креспи; и наконец, в 1741 г. Лонги написал Концерт и сразу же вслед за тем Урок танца, Портной, За туалетом (Академия), где во всей полноте проявилась его собственная поэтика.

Ридотто 1788
Ридотто 1788

Освободившись к середине столетия от религиозных сюжетов и монументальных тем, больше подходящих Тьеполо, Лонги дает волю своей фантазии, изображая привычные группки венецианской знати или разных Гадалок, Шарлатанов, Хиромантов, Торговок духами (некоторые из этих картин хранятся в Ка’ Редзонико, некоторые — в галерее Кверини Стампалиа), вписывая реальное жизненное событие в заранее установленные схемы и изначально заданное пространство.

Носорог
Носорог

Венеции в ее ослепительной монументальности больше нет; о ней напоминает лишь колонна Дворца дожей, еле заметная из-за угла. На небольшом пространстве картины даже полумрак портиков воспринимается как интерьер, неизменно обрамленный тщательно просчитанными кулисами. Сцена готова, задник расписан, и на его фоне, словно эпизоды непрекращающегося городского представления, по улицам и дворцовым залам следуют друг за другом события, в том числе религиозные таинства: Крещение, Конфирмация, Бракосочетание и др. (картины можно видеть в галерее Кверини Стампалиа).

Групповой портрет венецианских монахов, 1761
Групповой портрет венецианских монахов, 1761

Лонги строит мизансцены из самой жизни, меняет костюмы, меняет задники, реквизит, то введет приподнятую занавеску, то портик, однако в целом ритм его композиции остается неизменным. Еще немного, и он станет ритмом самой жизни, сведенной к череде мелких эпизодов, абсолютно не риторичных, не имеющих ни стремления к единству, ни отвлеченности мифа, то есть лишенных той атмосферы, что присутствует у Ватто, в его Жиле или Равнодушном.

Театральная сцена
Театральная сцена

Каждая сцена Лонги — это мгновение жизни, выхваченное им из повседневного притворства, которое и есть истинное лицо Венеции в перспективе истории. В интерьерах, что ни говори, чувствуется ностальгия по городским видам Каналетто, по тому, как видел город его зоркий, не ошибающийся глаз и как одной лишь остротой зрения он мог воспроизвести, а вернее, придумать миф.

Продавщица эссенции 1752
Продавщица эссенции 1752

Венеция Каналетто, холодная, далекая, где жизнь застыла в образе, сменяется сквозящим в каждом жесте ощущением самой сути этого города. Каналетто изображает другую, безошибочно фантастическую историю, которую не узнать в повседневности Лонги.

Лев в ярмарочной палатке
Лев в ярмарочной палатке

И выходит, что нарисованный театр Лонги, повторяющийся и статичный, невольно оказывается живописью критической. Отчасти в том же направлении преуспеет и сын художника, Алессандро, чьи портреты, созданные между 1760 и 1790 г., дают представление об истинном лице знати и духовенства Венеции XVIII в.

#италия #венеция #искусство #книги #живопись