Буквально за два дня, желая отдохнуть от беспримесного реализма Драйзера, прочел сразу несколько произведений, написанных Борхесом и Касаресом в соавторстве: «Шесть загадок для дона Исидро Пароди», «Образцовое убийство», «Две памятные фантазии» и «Хроники Бустоса Домека». Все произведения довольно скромны по объему, написаны несколько витиеватым, даже выспренним стилем и читаются не без приятности. Все эти произведения кроме «Хроник…» выполнены в детективно-пародийном жанре, однако, столь загромождены именами, фамилиями (многие из которых вымышлены), что даже внимательный читатель теряется и путается. Так «Шесть загадок…» условно делятся на серию рассказов, каждый из которых представляет собой длинную загадку и быструю разгадку, осуществленный неким детективом-любителем в тюрьме.
Лично мне запомнился лишь первый рассказ, в котором еще не так много имен, разных подробностей быта и истории Буэнос-Айреса середины 1940-х, переплетенных с деталями литературной жизни. Читаются эти захламленные ненужными подробностями тексты тяжело, вернее легко в плане формы, но на выходе кажутся совершенно пустыми по содержанию. Дело в том, что все написанное Касаресом и Борхесом в соавторстве – это разновидность литературной игры, это и пародия, и ироническое описание тогдашней жизни и насмешка над писательским трудом вообще. Таким образом, все эти произведения совершенно необязательны для чтения, ибо не несут никакой иной цели кроме интеллектуального, литературного развлечения, угадывания цитат и объектов пародийной насмешки.
Однако, в одном случае все эти вышеуказанные цели в написании текстов достигают назначения – утонченного удовольствия для эрудированного читателя, этот случай – цикл юмористических мистификаций «Хроники Бустоса Домека», который я бы назвал в некотором роде шедевром. Рецензируя творчество несуществующих вымышленных поэтов, архитекторов, художников, Касарес и Борхес не просто высекают искру нетривиально юмористического, но и изящно пародируют многие нелепые и доведенные ими до абсурда течения и направления в современном им искусстве. Таковы семь томов «Северо-северо-запада», описывающие предметы, находящиеся на краю авторского стола, таковы нефункциональная архитектура и нарисованная одежда. Большинство текстов «Хроники…» столь остроумны, необычны и хлестки, что даже не хочется лишать читателей удовольствия и рассказывать о них более детально.
На вопрос, почему же этот цикл миниатюр так выгодно отличается от других произведений, созданных Касаресом и Борхесом совместно, у меня ответ только один – написаны «Хроники Бустоса Домека» значительно позднее остальных их текстов (почти спустя четверть века), что говорит не только о зрелости самих авторов, но и о достигнутой наконец-то их творческой сплавки. Что же касается остальных текстов, то написанные в годы Второй Мировой и после нее в политически стабильной Аргентине, они представляют собой разновидность интеллектуального эскапизма, бегства от реальности в вымышленные литературные миры.
Мне кажется, что та интертекстуальная пародия на детективный жанр (прежде всего на новеллы Честертона об отце Брауне), которая предпринята в «Образцовом убийстве» и «Шести загадках для дона Исидра Пароди», будет полностью понятна прежде всего тем, кто знаком с первоисточниками. Тем же, кто мало начитан в классике детектива, но хочет познакомиться с совместным творчеством Борхеса и Касареса, советую прочесть лишь «Хроники Бустоса Домека». Будьте уверены, вы не разочаруетесь.