Найти тему
Сергей Петров

Некромантия в лурианской каббале

Могилы соратников Шимона бар Иохаи в Мероне (Идра Рабба)
Могилы соратников Шимона бар Иохаи в Мероне (Идра Рабба)

В XVI в. главным центром каббалы становится город Сафед (Цфат) в Верхней Галилее, расположенный рядом с Мероном, где, по преданию, были похоронены рабби Шимон бар Иохаи и его соратники. Одним из способов получения откровения для сафедских каббалистов было простирание на их святых могилах.

Подробные рассказы о том, как это происходило, оставил любимый ученик Исаака Лурии Хаим Виталь: «Если ты осуществляешь единение (yiḥud), распростираясь (be-hishtatḥa) на могиле цаддика, ты должен в своём сознании приготовиться к тому, чтобы, распростёршись над ним, ты добился того, чтобы цаддик также распростёр свою душу (nefesh), которая тогда распространится в его костях, покоящихся в могиле: [после этого] он оживает, и его кости становятся подобны телу для души, которая распростёрта и распространена в них… Как же осуществляется это таинство прилепления (devequt)? Пусть праведный человек распрострётся на могиле одного из таннаев или одного из пророков и прилепится своей душой (nafsho) к душе цаддика, а своим духом (ruḥo) – к его духу. Тогда таннай начнёт говорить с ним как человек, говорящий со своим другом, и ответит на всё, что он спросит, открывая ему все тайны Торы… Он (т.е. Лурия) распростирался на могиле танная (т.е. Шимона бар Иохаи), и он знал, как прилепить дух к духу (le-’idabqa ruḥa be-ruḥa) и как сосредоточиться на том, чтобы связать и поднять свою душу (nishmato) с душой танная в таинстве Женских вод, чтобы вызвать единство наверху. После этого душа танная нисходила в его тело и он (т.е. Шимон бар Иохаи) говорил с ним, открывая ему всё, что он узнал в небесной академии, как человек, говорящий со своим соседом»[1].

Отметим, что Тора строго запрещает подобные действия и требует за них смертной казни: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, ворожея (qosem qəsamim), прорицатель (mə‘onen), гадатель (mənaḥeš), чародей (məḥaššep̄), обаятель (ḥoḇer ḥaḇer), вопрошающий духа отца и вещего духа (šo’el ’oḇ wə-yiddə‘oni) и обращающийся к мёртвым (doreš ha-metim)» (Втор. 18, 10-11).

[1] Цит. по: Lawrence Fine. Physician of the Soul, Healer of the Cosmos: Isaac Luria and His Kabbalistic Fellowship. Stanford, 2003. P. 266, 283, 285.

См. также:

https://ridero.ru/books/kabbala_1/

https://www.ozon.ru/product/kabbala-482852984/?sh=SWW90QAAAA

https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/kabbala-vozrozhdennoe-iudeyskoe-yazychestvo/