Проектная деятельность как основная образовательная инновация. Теория и практика.
Проектная деятельность — главная мировая инновация в образовании. Инновационная образовательная технология предполагает передачу не просто предметных знаний, а компетенций, т.е. их применений на практике, на основе полученного опыта при решении различного рода задач. Кроме того, инновации должны быть мобильными, и иметь возможность передачи с помощью современных средств коммуникации. К инновационной образовательной технологии можно отнести и проектную деятельность, хотя она давно вошла в образовательный процесс.
Почему же проектная деятельность – это инновационная образовательная технология? Проблема современных образовательных технологий — это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное поведение, т.е. отвечающих целям и задачам современного образования. Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является внедрение проектной деятельности в обучение. Проектное обучение развивает одну из самых важных в социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы, что является одним из самых слабых навыков обучающихся. Поскольку навыки групповой работы являются важным компонентом практически всех видов деятельности человека, то их формирование необходимо осуществлять целенаправленно в процессе обучения на любой его ступени, от дошкольного образования до высшего и послевузовского. Это требует наличия специальных организационных мероприятий и педагогического воздействия на процесс становления навыков коллективного взаимодействия, как факторов развития готовности обучающегося к активной адаптации в социуме и профессиональной успешности. Нужно формировать проектное мышление.
Для эффективного формирования проектного мышления, необходимо создание в образовательной организации специальной образовательной среды, которая структурно и содержательно должна включать интегрированное учебно-мотивационное, воспитательное и развивающее пространство, т.е. всю деятельность образовательной организации рассматривать с точки зрения проектов.
При подготовке проекта обучающиеся знакомятся с проблемой, изучают ситуацию и составляют план его выполнения. Выполнение проекта – самый трудоемкий этап, включающий в себя работу с различными источниками информации, поиск и отбор необходимых материалов, творческие рассуждения, формирование и формулирование собственных мнений, взглядов на проблемную ситуацию. Форму защиты своего проекта обучающиеся выбирают самостоятельно. Также очень важно на этапе защиты проследить рефлексию, это позволит школьникам более ответственно подойти к разработке проекта и осознать практическую значимость своей работы. Оценка проектной работы должна осуществляться по заранее предъявленным критериям.
Так как же проектную деятельность встроить в образовательный процесс? Давайте рассмотрим. Будем исходить из того, что образовательный процесс – это синтез обучения и воспитания.
Рассмотрим проектную деятельность в рамках учебного вопроса. Это индивидуальные проекты, творческие. Может быть большой проект, может быть реализован мини-проект. Например, при изучении темы можно реализовать творческий проект – по изученной теме создать плакат, макет, лепбук, книжку-малышку и т.д. Или исследовательский проект – провести исследование, например по физике – три состояния воды, при какой температуре вода превращается в лед или в пар. Здесь нужно понимать, что мы хотим от ученика – исследование или творческий проект, возможно ли это, потому что не каждая тема позволяет реализовать исследование, а вот творческий проект – продукт, запросто.
Какие продукты можно создать в творческом проекте (это только малая часть примеров):
· Атлас;
· Видеофильм;
· Видеоклип;
· Газета;
· Журнал;
· Опорный конспект;
· Интеллект-карта по теме;
· Карта;
· Книжка-малышка;
· Костюм;
· Лепбук;
· Макет;
· Модель;
· Мультимедийный продукт;
· Путеводитель;
· Серия иллюстрации;
· Сказка;
· Справочник;
· Учебное пособие;
· Чертеж.
Можно возмутиться, что если весь учебный проект направить на реализацию проектов, то ученик просто не справиться. Я предлагаю следующий подход – реализовывать это в рамках месячника по предмету. Например, сентябрь-октябрь – месяц гуманитарного цикла и нужно построить процесс учебный так, чтобы у детей была возможность реализовать какой-либо мини-проект, а может быть и крупный. Затем перерыв и опять. Просто важно построить именно таким образом учебный процесс на уровне школы, чтобы дети знали, что от них требуется, работать с ними, чтобы они понимали, что в месячник нужно реализовать хотя бы мини-проект. Возможно, изначально будет сопротивление, но если это сделать требованием, то это станет нормой, дети научатся видеть проекты везде. Изучают тему – можно оформить интеллект-карту, здорово бы было по этой теме сделать серию иллюстраций.
Такая же ситуация и с воспитательным процессом – учителю не нужно всё брать на себя, нужно привлечь к этому группу детей. Например, в школе нужно провести общешкольное мероприятие, почему бы не позволить разработать это мероприятие детям, под кураторством взрослого. Если рассмотреть, что из воспитательного проходит в школе: школьные тематические мероприятия, библиотечные часы, социальные мероприятия, акции (сбор батареек, макулатуры). Давайте представим, что воспитатель реализует это с детьми через проектную деятельность и какие продукты можно получить:
· школьные тематические мероприятия – видеофильм, видеоклип, бизнес-план, выставка, газета, игра, сценарий;
· библиотечные часы – газета, учебного пособие, коллекция иллюстраций, выставка, карта (путешествие героя);
· социальные мероприятия – видеофильм, видеоклип, бизнес-план, сценарий, путеводитель, экскурсия (туристический маршрут по достопримечательностям города)
· акции – буклет, видеоклип, статья, инфографика.
Анализ педагогического опыта внедрения проектного метода обучения позволил выстроить модель включения проектной деятельности в различные предметы основной образовательной программы на разных уровнях, способствующих формированию проектных компетенций:
1. Определение формируемых в результате проектной работы образовательных результатов.
2. Конкретизация цели (целей) использования проектного подхода к освоению конкретного предмета, с учетом его специфики.
3. Детальная проработка (переработка) содержания дисциплины под задачи проектного подхода.
4. Выявление возможностей включения проекта в процесс изучения дисциплины.
5. Разработка методики проведения учебного проекта. Возможно, с привлечением методистов, тьюторов или других педагогических работников.
6. Включение проектного блока в процесс изучения дисциплины.
7. Оценка результатов использования проектного блока через механизмы рефлексии, самооценки и экспертной оценки.
8. Обсуждение результатов использования проектного метода в образовательном процессе на методическом объединении.
9. Фиксация проектного блока в структуре рабочей программы изучения дисциплины или как самостоятельного ресурса поддержки метапредметных результатов обучения.
Исходя из вышесказанного, деятельность школы может идти параллельно с проектной деятельностью. Использование инновационных технологий в образовании – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии позволяет развивать самостоятельность мышления и формирует инновационное поведение, соответствуя целям и задачам современного образования.
Что касается организации работы над проектами, здесь так же важен комплексный подход – работа над проектами в урочное и внеурочное время. Во внеурочное время можно организовать работу с помощью цифровых технологий. Если это воспитательный процесс - разработка и организация мероприятия, можно некоторые моменты (разработку) осуществить удаленно. Например, доска Trello– можно добавить всех участников, распланировать задачи, поручить группе или человеку. В чем преимущество – можно отслеживать процесс работы, и все участники проекта могут комментировать работу друг друга. Если реализуете индивидуальный проект, то можно реализовать через совместное использование google сервисов. Преимущество – ученик работает над проектом, куратор может видеть процесс, оставлять комментарии.
Для реализации проектной деятельности с помощью цифровых технологий я использую материалы собственного сайта: провожу консультации оффлайн или, если ребенок не может посетить по какой-либо причине, отправляю его на свой сайт на конкретную лекцию, изучив которую он может задать мне вопрос. Для организации обратной связи на сайте, в разделе индивидуальный проект размещена форма для обратной связи, где ребенок может прикрепить свою работу или ссылку на свою работу.
Использование цифровых технологий позволяет реализовать проектную деятельность удаленно.
Таким образом проектное мышление позволяет видеть проекты везде в образовательном процессе, а цифровые технологии реализовать их вне зависимости от условий.
Литература:
1. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников ОУ. -М.:АРКТИ, 2005
2. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Несговорова Н П. -Курган, 2013
3. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие / Янушевский В.Н. М.:Владос, 2015
4. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: методическое пособие / Роготнева А.В., Тарасова Л.Н. -М.:Владос, 2015
5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. Щербакова С.Г. -Волгоград: ИТД "Корифей", 2007