(предыдущая статья здесь)
Будет правильно ответить на следующие вопросы:
Вопрос: Вы сказали, что если бы имам Хасан (мир ему) не заключил мир, то история осудила бы Господина, заявив, почему ты не заключил мир, не выдвинув своих требований. Однако эти утверждения не похожи на правду.
Потому что люди посчитали уловкой то, что имаму Хасану (мир ему) послали подписанную пустую бумагу. Это как будто, я не принимаю то, что ты говоришь, напиши все, что хочешь. В действительно, люди узнали истинное лицо Муавии еще при повелителе правоверных Али (мир ему)...
Ответ: случайно Муавия мог прибегнуть и другой уловке, послав подписанную пустую бумагу. Например, для того, чтобы представить требования имама Хасана (мир ему) соответствующим исламу или наоборот признать их не исламскими вещами. Потому что Муавия хотел узнать, как имам Хасан (мир ему) относится к нему и его положению (и он действительно обозначил это) и что он хочет по отношению к нему (Этого хотел и имам Хасан (мир ему), и Муавия). Он хотел понять, какие условия он выдвинет - ради своих интересов, или ради интересов мусульман.
Мы увидели, что все его требования были ради интересов мусульман. Имам Хасан (мир ему) не мог и не хотел требовать за пределами этого. Вы говорите, что люди посчитали это уловкой. Между тем, люди говорили про Муавию: «Какой он прекрасный человек!». И они говорили (также имаму Хасану (мир ему): «Теперь ты скажи свое слово, посмотрим, что ты хочешь». Интересно, ты скажешь только то, что «лишь бы я был халифом», или попросишь что-то другое. Если ты хочешь что-то другое, то тот и так готов вести мусульман к счастью.
Могут быть те, кто скажет, что люди еще со временен Али знали, кто такой Муавия. В действительности, люди знали, что Муавия плохой человек, но хороший правитель. Одной из причин, которая привела к деградации куфийцев, заключалась в этом.
Они говорили: «Даже, если Муавия плохой человек, то к своим подданым он относится хорошо. Вы же видите, как он относится к сирийцам? Смотрите, как сирийцы довольны им!». Согласно мнению тех, кто знал Муавию, каким бы он не был плохим человеком, он был хорошим управляющим. Они считали, что если управление перейдет к нему, то его отношение к куфийцам не будет отличаться от отношения к другим людям.
Также Муавию он считали терпеливым и терпимым человеком. У Муавии было политическое терпение. Между тем, историки его критиковали за то, что он не смог проявить политическое терпение по отношению к куфийцам, если бы он сумел это сделать, то это обеспечило и моральную победу.
Муавия прославился своим политическим терпением. Люди к нему приходили и ругали его, он в ответ улыбался, давал деньги и таким образом завоевывал их. Они говорили, что нет более подходящего для власти человека, чем он, даже если он плохой человек, пусть будет он.
По этой причине имам Хасан (мир ему) [принял решение заключить мир и словно говорил людям]: «Чудесно, мы для решения задач привлекли этого плохого человека, давайте посмотрим, сможет ли этот плохой человек вести дела хорошо, как вы ожидаете?». До этого Муавия еще не зарекомендовал себя несправедливым управленцем, его пока знали как карьериста и одержимого властью. Муавия показал свое истинное лицо в управлении лишь после заключения мира с имамом Хасаном (мир ему).
Также есть те, кто задается следующим вопросом: подписал ли имам Хусейн (мир ему) мирное соглашение? Интересно, возражал ли имам Хусейн (мир ему) против мира имама Хасана (мир ему)?
В качестве ответа на этот вопрос будет полезным сказать следующее: Я нигде не видел, чтобы имам Хусейн (мир ему) подписывал мирное соглашение. И не было необходимости в подписи имама Хусейна (мир ему). Потому что в тот период имам Хусейн (мир ему) был из людей преданных и подчиняющих имаму Хасану (мир ему). Он принимал и подтверждал все, что делал имам Хасан (мир ему).
Мало того, группа людей, которая выступала против заключения мирного соглашения имама Хасана (мир ему), пришла к имаму Хусейну (мир ему) и сказала: «Мы не согласны с этим соглашением, мы пришли присягнуть тебе». Имам Хусейн (мир ему) ответил так: «Нет, я принимаю и подчиняюсь тому, что делает мой брат имам Хасан (мир ему)».
С точки зрения исторической науки, точно известно, что имам Хусейн на все 100% принял мир, заключенный имамом Хасаном (мир ему). [Я подчеркиваю, что с точки зрения истории, мы не может рассматривать это с точки зрения имамата]. То есть нигде нет сообщений о том, что имам Хусейн (мир ему) заявлял, что он не сторонник этого мира, не было даже малейшего признака, что он был против. Я нигде подобного не встречал и нигде нет таких записей[1].
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОГЛАШЕНИЯ
Табари и Ибн Асир сообщают следующее: "Муавия отправил имаму Хасану пустой лист с печатью и внизу добавил: «Выбор за тобой, на этом листе ты можешь написать любые условия»[2]. Однако историки не раскрыли, что же написал на той бумаге имам Хасан.
Если мы вновь вернемся к пунктам соглашения, то исходя из наличествующих источников, вот некоторые части из текста соглашения, которые подписали обе стороны:
Пункт 1: власть передается Муавии с условием, что он будет действовать в соответствии с сунной Пророка и в соответствии с поступками истинных халифов.
Пункт 2: После Муавии власть перейдет Хасану, если же с ним что-то случиться или произойдет что-то неожиданное, то власть перейдет к Хусейну. У него (Муавии) нет права выбирать халифа после себя.
(То есть Хасан не передавал Муавие безграничную власть. Соглашение, заключенное Хасаном, действовало пока был жив Муавия. Однако, как мы разъясним еще раз, Муавия не стал соблюдать ни одно из этих условий и объявил своим наследником Йазида).
Пункт 3. Муавия должен был прекратить оскорблять и проклинать повелителя правоверных и вспоминать Али только добром. Об этом говорится в 4-м томе на 115 странице «Шарх-у Нахджу'ль Балага» Ибн Абу Хадида и на 26-й странице книги «Макатил'ут Талибийин» Абу'л Фараджа аль-Исфахани. Однако другие историки об этом пишут так: «Имам Хасан попросил от Муавии прекратить оскорблять Али. Муавия не принял это условие, однако согласился с тем, что там, где будет присутствовать имам Хасан, оскорбления будут произноситься так, чтобы он не слышал».
Ибн Асир пишет: «Муавия даже это затем не стал соблюдать».
И, к сожалению, этот обычай длился 90 лет[3].
Пункт 4: Власть не притронется к имуществу стоимостью 5 миллионам дирхемов, которое находится в казне Куфы. Муавия взялся каждый год посылать 2 миллиона дирхемов в пользу Хасана, Бану Хашим (хишимитов) освобождали от подарков и преподношений для Бану Умайи (Омеядов). Предполагалось раздать 1 миллион дирхемов войнам, погибшим в рядах повелителя правоверных, в Верблюжьей битве и битве при Сиффине. И все эти расходы предполагалось покрыть за счет доходов провинции Дарабджард[4].
Пункт 5. Люди смогут быть в безопасности в Сирии, Ираке, Йемене, Хиджазе, одним словом, на всей земле Аллаха, не будет деление на расы. Муавия не будет обращать внимание на их ошибки. Никто не будет наказан за прошлые ошибки. Он откажется от старой ненависти по отношению к иракцам[5].
Пункт продолжается следующим образом: «Друзьям Али везде будет гарантирована безопасность и спокойствие, его сторонники не будут подвергаться гонениям, они могут не опасаться за жизнь, имущество, честь и детей, никто не будет их преследовать, причинять им вред, каждому будет воздано согласно его праву и не будет отобрано то, чем они владеют»[6].
«Против Хасана бин Али, его брата Хусейна бин Али и против любого из членов Ахли Бейт Посланника Аллаха не будут строиться козни ни явно, ни скрытно. Они не будут в опасности и в страхе в любом уголке исламского мира»[7].
Суюти в качестве условий в статьи договора добавляет следующее: «после смерти Муавии халифат передается Хасану».
Аналогичная статья указана в «аль-Имама ва'с-Сийаса»[8].
Однако в некоторых других источниках она обозначается так: «Муавия после себя никого не назначает, наоборот, все будет решено советом мусульман»[9].
Ибн Кутайба пишет следующее: «Затем посланник Муавии Абдуллах бин Амр записал условия имама Хасана и отправил Муавии. Муавия собственноручно переписал их и поставил печать. Он подтвердил договор крепким обещанием и клятвой. Все предводители сирийцев стали свидетелями этому. И вновь отправил своего посланца Абдуллаха. И он передал все Хасану»[10].
Другие историки приводят клятву Муавии, которую он дал Аллаху, что будет соблюдать обещание и текст которой включили в договор: «Клянусь Аллахом и всякой вещью, которая привязала рабов к Аллаху, что Муавия бин Суфьян будет следовать статьям этого договора».
Согласно самым достоверным источникам, это соглашение было заключено в середине месяца джумада аль-авваль 41-го года хиджры[11].
(продолжение следует)
Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша
[1] Муртаза Мутахари, Политика имамов Ахли Бейт , с. 52-96
[2] Табари, История, т. 6, с. 93; Ибн Асир, т. 3, с.162
[3] Мир имама Хасана, с. 89
[4] Мадаини, Шарх-у Нахджу’л Балага, т. 4, с. 8; Фатх’ул Бари, Толкование "Сахих Бухари"; Ибн Акил, ан-Насайих’ул Кафийе, с. 156; Бихару’л Анвар, т. 10, с. 115; Умдат’ут-Талиб, Ибн’ул Муханна, с.52; Айан’уш-Шиа, т. 4, с. 43; Абу’л Фарадж аль-Исфахани, Макатил’ут-Талибийин, с. 26
[5] Макатил’ут-Талиюийин, с. 26; Толкование "Нахджу’л Балага", т. 4, с. 15; Бихару’л Анвар, т. 10, с. 101; Динавари, с. 200
[6] Табари, т. 6, с. 97; Ибн Асир, т. 3, с. 166; Макатил’ут-Талибийин, с. 26; Шарх-у Нахджу’л Балага, Ибн Аби’л Хадид, т. 4, с. 15
[7] Бихару’л Анвар, т. 10, с. 115; ан-Насайих’ул Кафийа, с.
[8] аль-Имама ва’с-Сийаса, т. 1, с. 140
[9] Саваик, с. 136
[10] аль-Имама ва’с-Сийаса, с. 200
[11] Бихару’л Анвар, т. 10, с. 155