В детстве я потерялась в магазине. Такого ужаса в своем детстве я больше никогда не испытывала, когда только что мама была рядом, а через секунду она исчезла. Маленький ребенок не думает, что ему обязательно помогут другие взрослые, что мама найдется, он, вообще, не думает, он просто дико пугается.
Мама нашла меня сама, мне показалось, что прошла целая вечность, она же до сих пор уверяет, что ее не было буквально две минуты.
После этого случая на какое-то время я превратилась в сверх тревожного ребенка. Я постоянно переживала, что однажды мама не вернется с работы, что с ней что-то может случиться, что я снова могу остаться без нее уже навсегда.
Тогда мне явно нужен был психолог, но таких специалистов не было, поэтому родители справлялись с моей тревогой сами, справлялись, как могли.
Сейчас я понимаю, что такая повышенная тревожность возникла у меня на фоне стрессовой ситуации, но бывает, что дети становятся тревожными и по другим причинам.
Чаще всего тревожность есть у детей, родители которых сами тревожные, не доверяющие миру, опасающиеся его, но бывает и по-другому.
Бывают высокочувствительные дети, особенности их нервной системы таковы, что уровень тревожности чуть выше по сравнению с остальными. Но наряду с этим у них выше и чувствительность, и эмпатия, и интенсивность реакций.
Если ребенок не относится к такой категории детей, но его тревожность все равно повышена, то для этого возможно несколько причин.
1. Не сформировано базовое доверие к миру. Родители внушают ребенку, что везде обман, мир небезопасен, людей надо опасаться, все хотят использовать, никому нельзя доверять. Ребенок начинает жить с ощущением того, что скоро случится что-то плохое, он, как натянутая струна, только и ждет подвоха от других. Ну раз ждет, то и получает.
2. Родители чрезмерно опекают ребенка. Они могут ему даже не рассказывать об опасностях внешнего мира, но дети учатся не по словам, а по поступкам. Ребенок способен сделать вывод, что если мама так боится за меня, не доверяет никому, значит, с этим миром что-то не так, значит, и я должен его опасаться.
3. Непоследовательность в требованиях к ребенку. Есть категория родителей, для которых воспитание основывается на собственном настроении. Если сегодня у меня хорошее настроение, то можно таскать кота за хвост и не убирать игрушки. Если плохое, то нельзя даже подать голос. Дети таких родителей теряются, как себя вести и в будущем начинают подстраиваться под настроение родителей. Слышали такие истории, когда поведение ребенка зависит от того, как поворачивается ключ в замке, когда мать возвращается с работы?
4. Родители не приходят на помощь ребенку, обесценивают его чувства. Конечно, у детей бывают ситуации, которые нам, взрослым, кажутся пустяковыми. Мы думаем, что никакой трагедии в ссоре с подругой, в оскорблении от одноклассника, в конфликте с учителем нет. У всех бывает, какая ерунда. Но если вспомнить себя в детстве, то это совсем не ерунда. Если от ребенка отмахиваются, не разговаривают с ним о его проблемах, не помогают, то такой ребенок может стать тревожным, ведь у него нет опоры на самых близких людей.
Чувство защищенности, поддержки от родителей, установка о том, что мир не враждебен, поможет сформировать у ребенка доверие к миру. Доверяя другим, он не станет тревожиться, ждать подвоха. Наоборот, он сможет доверять себе, другим людям, сможет устанавливать с другими отношения и не ожидать при этом обмана.
Конечно, это потребует от родителей проработки своих установок, своих ценностей, но игра точно стоит свеч.
А вы считаете себя тревожным человеком?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для родителей про детей и про жизнь в ее многообразии🙂