Снятие версальских ограничений и подписание англо-германского морского договора в 1935 году позволило правительству Третьего Рейха запустить масштабную программу усиления Кригсмарине. На стапелях были заложены авианосцы типа Graf Zeppelin, линкоры типа Bismarck и тяжёлые #крейсеры типа Admiral Hipper. Но в своем увлечении мощными и довольно дорогими в постройке кораблями командование незаслуженно забыло о лёгких силах. Специалисты Морского штаба обратили внимание на то, что в случае войны к крейсерским, разведывательным и рейдерским операциям пришлось бы привлекать тяжёлые корабли.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Лёгкий рейдер Кригсмарине
Поэтому в 1936 году проектному бюро было выдано техническое задание на разработку проекта лёгкого крейсера водоизмещением до 8000 тонн, оснащённого ГЭУ мощностью около 100000 л.с. Этот крейсер должен был быть способен нести 8-9 орудий калибра 150 мм и развивать скорость в 35 узлов. Таким образом появился проект крейсеров типа М.
В августе 1936 года был подготовлен эскизный проект. После расчётов выяснилось, что установка четырёх облегчённых двухорудийных установок дает существенный выигрыш в массе по сравнению с трёхорудийными. Исходя из этого, в сентябре управление вооружений AIV потребовало внесения изменений, и в октябре доработанный проект был представлен в отдел вооружений.
Крейсеры проекта М стали одними из самых спорных в истории германского судостроения. Между отделом вооружений и проектным отделом разгорелись нешуточные страсти. AIV требовало, чтобы #проект удалось вместить в 8000-10000 тонн водоизмещения. В проектном же бюро категорически настаивали, что необходимо увеличить водоизмещение минимум на 15-25%. Хотя опыт потенциальных противников демонстрировал, что требования AIV были вполне реальными.
Отличным примером подобного являлись британские лёгкие крейсеры типа Fiji и французские La Galissonniere водоизмещением в 8700 и 7600 тонн соответственно. Первые, к примеру, несли двенадцать 152-мм орудий и оснащались энергоустановкой мощностью 72500 л.с., позволявшей развивать скорость в 31,5 узла. Поэтому требования AIV были вполне выполнимы. Вопрос лишь в том, почему в проектном бюро упорно считали, что они недостижимы.
Дебаты по проекту М шли с февраля 1937 года по март 1939 года, пока управление вооружений и лично командующий Кригсмарине Эрих Рёдер не утвердили окончательный проект всех шести лёгких крейсеров типа М. Первые три корабля с проектными названиями M, N и O заложили в ноябре 1938 года – марте 1939 года на верфях «Дойче Верке» в Киле и Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене.
С началом Второй мировой войны строительство уже заложенных трёх крейсеров были законсервировано, а заказ на оставшиеся три единицы аннулировали. В 1940 году строительство было возобновлено, так как на момент консервации основная часть механизмов для крейсеров уже была готова.
Но уже в марте 1941 года стало ясно, что германский флот не в силах предпринимать каких-то активных действий, за исключением применения субмарин. А для рейдерских операций прекрасно подходили вспомогательные крейсеры, переоборудованные из торговых судов. Это было намного дешевле, чем строительство специализированных крейсеров стоимостью в 55 миллионов рейхсмарок каждый. Поэтому все три корабля, находящиеся в различной стадии готовности, снова законсервировали, а в начале 1942 года был отдан приказ разобрать их корпуса на стапелях.
Проект крейсера München
Хотя крейсеры проекта М представляли собой развитие лёгких крейсеров типа «Лейпциг», их корпус во многом создавался с учетом британских, французских и итальянских одноклассников. При длине в 183 метра он имел более совершенные обводы в носовой части, что должно было улучшить мореходные качества корабля. Размещенная на полубаке невысокая надстройка делала корпус более остойчивым и обеспечивала хорошие сектора обстрела зенитной артиллерии.
Сам корпус изготавливался из стальных упрочнённых листов с широким применением сварки. Он имел 15 водонепроницаемых отсеков и двойное дно, занимавшее порядка 78% длины корпуса.
Еще одним новшеством для германского флота являлось эшелонированное расположение котельных и машинных отделений. Такая схема позволяла снизить вероятность выхода из строя сразу двух отделений и повышала боевую живучесть корабля.
Предполагалось, что крейсеры проекта М получат броневой пояс дифференцированной высоты толщиной 50 мм. В районе цитадели проходил верхний броневой пояс, доходящий до верхней палубы и имевший толщину 30 мм. Вертикальное бронирование выполнялось из поверхностно упрочнённой стали. Рубку планировалось забронировать в лобовой части 100-мм вертикальными листами, а по бокам 80-мм броней.
В месте крепления палубы к поясу имелись скосы толщиной 35 мм. Такое решение позволяло обеспечить фактическую толщину порядка 100 мм. Сама главная #палуба бронировалась 20-мм листами, чего было явно недостаточно по сравнению с одноклассниками.
Башни главного калибра должны были иметь бронирование 80 мм в лобовой части и в барбетах, боковые и задние стенки — 20 мм.
Смешанная трёхвальная ГЭУ должна была состоять из 2 ТЗА (Germaniawerft или Wagner) с 4 паровыми котлами Wagner и 4 дизельных двигателей MAN. Суммарная мощность ГЭУ достигала 116500 л.с., что в теории могло дать скорость в 35.5 узла и дальность плавания в 8000 миль экономическим 19-узловым ходом.
Орудия с линкора Bismarck
Изначально предполагалось вооружить крейсера проекта М трёхорудийными установками со 150-мм орудиями SKC/28. Но из-за их чрезмерной массы приняли решение остановиться на двухорудийных установках, аналогичных тем, что использовались на линейных кораблях типа Bismarck. Поскольку в тяжёлом бронировании артиллерии в случае лёгкого крейсера необходимости не было, то на основе установки LC/34 разработали её облегченную версию Drh. LC/40 с массой около 90 тонн против стандартных 120. Такое решение позволило обеспечить экономию массы примерно в 81 тонну для всего главного калибра.
150-мм орудие SKC/28 имело длину ствола 55 калибров и дальность стрельбы до 23 км при угле возвышения 40°. Скорострельность составляла 8 выстрелов в минуту на ствол. В боекомплект входили бронебойные, полубронебойные и фугасные снаряды массой 45 кг и с начальной скоростью 875 м/с.
За второй дымовой трубой предполагалось установить с каждого борта по спаренной установке универсальных 88-мм орудий SKC/32 с боекомплектом по 400 выстрелов на ствол.
ПВО ближнего радиуса действия включало в себя четыре спаренные установки зенитных 37-мм полуавтоматов SKC/30 с досягаемостью по высоте 6800 м и скорострельностью до 40 выстрелов в минуту. Также туда входили четыре 20-мм зенитных автомата SKC/30 со скорострельностью до 200 выстр./мин и эффективной высотой поражения 2200 м.
Такое зенитное вооружение было откровенно слабым, но в 1938 году флотское командование Германии не считало авиацию серьёзным противником. Поэтому средства ПВО находились примерно на одном уровне с одноклассниками, исключая разве что вышеупомянутые крейсера типа Fiji. Они несли в качестве универсальной артиллерии четыре спаренные установки 102-мм орудий, два откровенно неудачных «пом-пома» и две счетверённые пулемётные установки.
В центральной части должны были побортно устанавливаться по одному четырёхствольному поворотному торпедному аппарату калибра 533 мм для стрельбы торпедами G7a.
Также по проекту предусматривалась возможность брать на борт до 50-60 мин заграждения.
На площадке между дымовыми трубами предусматривалось место для размещения 2 гидросамолётов Arado Ar 196, запускаемых с катапульты, а также поворотного крана для подъёма их с воды.
Оценка проекта
Если сравнивать крейсеры проекта M с зарубежными аналогами, то немецкий проект не то, что не имел никаких выдающихся особенностей, но и банально уступал своим одноклассникам практически по всем параметрам. Его броневая защита, особенно горизонтальная, была одной из самых слабых в своем классе. Уступал он и по весу бортового залпа — 362 кг против 380 у Raimondo Montecuccoli, 487 у La Galissonniere и 609 у Fiji.
Единственными теоретическими преимуществами являлись скорость и дальность хода, достигаемые установкой комбинированной ГЭУ. Но и в этом случае не обошлось без ложки дёгтя: для того, чтобы перейти с экономического на полный ход, требовалось определённое время. Это могло сыграть роковую роль в боевой обстановке. Поэтому резоны командования Кригсмарине, всё-таки согласившегося на строительство крейсеров типа М, не совсем понятны. Ведь из получившегося проекта становилось ясно, что #Германия получит довольно посредственный лёгкий крейсер за цену, равную 65% стоимости постройки тяжёлого Admiral Hipper.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS