Найти в Дзене
ПиПси

Кризис 3-х лет: 7 простых «рецептов» экологичного общения с ребенком

В 3 года активно начинает формироваться Я ребенка (независимо от его пола), что представляет собой кризисный период – один из значимых этапов взросления в жизни человека.

Маленький – становится личностью.

Что собой представляет кризис трех лет: базовые особенности

Этот кризис «открывает» дошкольный возраст и характеризуется стартом освоения мотивационно-потребностной сферы: впервые ярко реализуются волевые качества ребенка, его побуждения («Хочу!», «Могу!», «Я сам!» и т.д.).

А также для него в этом возрасте приоритетной становится уже не манипулятивная активность с предметами (преимущественное использование в игре предметов/игрушек и взаимодействие с ними — двигать, брать, катать, перекладывать и т.д.), а ролевая (его привлекают игры, имеющие сюжет, и направленные на реализацию той или иной роли в них: «Водитель грузовика», «Учитель», «Дочки-матери», «Доктор», «Продавец», «Парикмахер» и другие, включая спортивные и командные – например, «Казаки-разбойники», «Вышибалы»).

Меняется в 3 года не только вид деятельности ребенка, о котором вы только что прочитали, но и тип деятельности – теперь малыша интересует взаимодействие со взрослыми, как с источником знаний и опыта для освоения разных видов активности при контакте с миром, а не только – с игрушками и сверстниками, как было раньше.

Это не все психические новообразования данного возраста. А точнее – это лишь те из них, которые можно назвать положительными.

Но есть и сложности кризиса 3-х лет.
Не просто так этот период назван кризисом…

«Темная сторона» 3-летнего возраста

Самое, пожалуй, сложное из новообразований возраста – проявление негативизма.
Для 3-х лет негативизм – часть нормы.

Негативизм характеризуется упрямством, своеволием, сепарационным отторжением от авторитета взрослых (то, что взрослые являются источником важной информации для ребенка о мире и о нем самом, не мешает ребенку выражать протест против их авторитета) и порой даже деспотизмом, проявляющимся через физическую агрессию (ребенок может стукнуть, плюнуть, что-то кинуть или разбить).

Данный кризисный период по-другому называют «Я сам»: происходит качественная перестройка отношений малыша со взрослыми в пользу его самостоятельности. Эго в своей динамике интенсивно набирает обороты.

Взрослеющий ребенок не жалеет сил и средств для того, чтобы доказывать свое «Могу!» маме и папе (а также бабулям, дедулечкам, а порой и другим взрослым).

С этими возрастными особенностями не стоит бороться, кризисный период малыша нуждается в понимании и правильном реагировании со стороны его родителей, а не в «противостоянии» ему.
В противном случае возникает риск навредить ребенку и усугубить ситуацию.

Сегодня я расскажу о 7, на мой взгляд, самых необходимых условиях для поддержания хороших отношений родителей с 3-летним ребенком, проходящим через кризисный этап взросления.

Что делать, чтобы было хорошо?

1. «Правило самолета»

Кто первый надевает кислородную маску в самолете – ребенок или родитель?
Родитель.
Почему?
Потому что, если родитель стабилен, его состояние в норме, он может помочь как себе, так и ребенку. Если с родителем что-то не так, он не может помочь никому.

Поэтому первично взрослому всегда стоит заботиться о себе – так он сохранит нужные ресурсы и для поддержания себя в хорошей эмоциональной, психологической форме, и для помощи своему ребенку в знакомстве со сложными эмоциями, с новым опытом в процессе становления его личности.

Забота родителей о своем состоянии и здоровье дает возможность адекватно реагировать на ребенка даже,
если он находится в истерике, не срываясь в ответную реакцию (и, тем более – в агрессию) из-за накопившегося раздражения.

В противном случае все может пойти по нарастающей: ребенок начнет «зеркалить» состояние раздражения родителя, усугубляя свое состояние и разрушая комфортный контакт со взрослым. Экологичное общение становится невозможным.

В таких ситуациях, когда родитель утратил свой контроль над собой и над психологической атмосферой взаимодействия с ребенком, высока вероятность нанести ребенку психологическую травму (даже непреднамеренно).

2. Критике личности – нет!

Оставаться родителю спокойным в сложной ситуации (когда ребенок капризничает, кричит, плачет, проявляя негативизм, жестко нарушает личностные границы родителя, проявляет агрессию, протест, разрушает объекты, ведет себя целенаправленно провокационно и т.д.) – это не значит, что нужно попустительски реагировать на неприемлемое поведение ребенка.

Обязательно нужно обозначать малышу то, что объективно является неприемлемым, и что родителя лично не устраивает.

Ведь, если малыш, находясь во власти эмоций, например, взял и разбил чашку осмысленно, то нужно дать понять ему, что такое поведение недопустимо; что с вами так нельзя, если вы не хотите, чтобы подобные реакции протеста стали его закономерным инструментом манипуляций в общении с вами (дети в этом возрасте уже умеют интуитивно и довольно быстро выстраивать манипулятивный контакт со взрослыми ради получения выгод, включая психическую «разрядку»).

Но дать понять, что с вами так нельзя нужно правильно, мягко, не провоцируя ранение Эго ребенка и эскалацию конфликта.

Критиковать за неприемлемые действия самого ребенка точно не стоит («Ах, ты такой, сякой, как посмел!» - это лишь вызовет обратную реакцию, усиление протеста – «Ты со мной так?! Тогда получи еще!»), а критиковать именно его действия, которые несут в себе разрушение – можно и нужно, безопасно и настойчиво – например, используя технику «Я-Сообщения», когда человек говорит о своих намерениях/желаниях/чувствах сугубо с позиции своего Я, избегая позиции ТЫ.

3. Не «ТЫ-кать», а «Я-кать

Вместо ТЫ, ТЕБЕ говорим Я, МНЕ при общении с ребенком, особенно в сложных ситуациях. Этот способ помогает отказаться от обвиняющей, ранящей позиции и сфокусировать ребенка на отношении родителя к происходящему.

Как это сделать?

Приведу пример:

Девочка укусила папу за палец, потому что папа дал ей кубик «не того» цвета (причем, кубика «того цвета» дома вообще нет).

Малышке нужно сказать вместо «
Ты плохая девочка! Нельзя кусать папу за палец! Ах, ты хулиганка какая! Вот, ты сейчас у меня…» в соответствии с правилами «Я-Сообщения» так: «Мне не нравится, как ты поступила со мной. Мне больно. Я очень расстроен твоим поведением. Я не буду играть с тобой, если будешь кусаться…».

Таким способом мы даем понять ребенку, что он нами безусловно любим, а вот его действия – неприемлемы, тогда как критика личности ребенка за ту или иную проделку создает малышу бессознательную установку «Ты-плохой», которая может стать стартом его нарциссической травмы и нарушить Эго-сознание ребенка. Ведь, на интуитивном уровне критику личности он воспринимает всегда, как проявление нелюбви. Это сильно ранит малыша.

Важно четко разграничивать направленность критики.

4. Все хорошо, когда в меру

Обязательно стоит поддерживать режим сна и бодрствования ребенка. Сбои в режиме усугубляют эмоциональные реакции.

Родителям не нужно перегружать ребенка играми и разными занятиями, активностями, но и оставлять ребенка совсем без дела тоже не стоит.

Можно определить оптимальный баланс игр, занятий и отдыха. У ребенка должно быть достаточно времени для свободной игры, когда он сможет на «всю катушку» выразить все свои эмоции, чтобы они не довлели над ним и не контролировали его поведение – важно вовремя «выгружать» их вовне.
Нужно обучать малыша контейнировать свои эмоции, помогая ему справляться с гневом, обидой и другими сложными переживаниями.
А в этот период у него их может быть немало.

А при неправильной нагрузке ребенок склонен выплескивать накопившееся – на близких. В виде негативизма.

5. Еще раз про любовь

Не нужно формировать у ребенка даже из-за его «плохого» поведения чувство отчуждения, нельзя манипулировать своей материнской/отцовской любовью. Никогда.
Любовь родителей – это то, что он возьмет с собой в свой дальнейший жизненный путь; то, что будет согревать его душу в непростых ситуациях, которые случаются во взрослой жизни.

На самого себя ребенок изначально смотрит всегда глазами родителей.
Если он чувствовал безусловную любовь к себе от родителей – он построит на любви всю свою жизнь.

Любовь – основа. Любовь – сила. Любовь – дар.

Да, оставаться в хорошем контакте с собой, не «закипая» в моменты, когда малыш что-то натворил, крайне сложно. Но, пожалуйста, вспоминайте в эти минуты, что это все происходит,
потому что ему некомфортно, страшно, он устал, чего-то не понял, что-то нарушено (возможно, нужна помощь врача/диагностика), он голоден, перегрузил себя эмоционально, не справился с грузом новых переживаний, не разобрался со своим отношением к новой деятельности, игре или к людям и т.д, а не потому, что он очень хочет вас довести до «белого каления».

6. Свобода становиться собой

Для родителя важно в совместных играх, занятиях делать упор на автономность малыша. Нужно от души хвалить его не столько за результат, сколько за проявленное усердие и самостоятельность.
Он хочет стать независимым больше, чем раньше; это сепарационное побуждение – часть его становления, как личности.

Будет полезным, если мамы и папы смогут проявлять уважение к столь интенсивно развивающемуся Я ребенка в 3 года. И далее.

7. Сплоченность позиций для оптимизации отношений

Кризис – не навсегда.

Но об этом могут не знать другие ваши близкие и члены семьи, которые, возможно, не в курсе того, как протекает данный период взросления.

Необходимо объяснять другим членам семьи о причинах сложностей в поведении малыша (рассказывать о кризисе, о том, что так ребенок растет и его негативизм – проявление этапа, который однажды сменится другим, а пока можно помогать и посильно, безопасно корректировать ситуацию).

Это поможет выстроить экологичные отношения к изменившемуся поведению ребенка в силу кризиса трехлетнего возраста. Тогда родственники, с которым малыш также проводит время, смогут отнестись к его поступкам, реакциям без риска усугубить их: осознав специфику, они смогут помочь ему и вам, как родителям, в проживании этого периода. Хотя бы, тем, что не будут усложнять ситуацию критикой и жесткими попытками пресечь «плохое» поведение ребенка.

Стоит быть примером для своего малыша. Дети всегда смотрят на родителей, берут их базовую модель поведения, отношений и копируют ее в своем поведении, ведь родители – самый первый и значимый источник информации обо всем.

-2

Если у родителей возникают сложности с одним из 7 перечисленных условий для гармонизации кризиса 3-х лет, то верным решением будет обращение к психологу для получения индивидуальных рекомендаций с учетом всех особенностей и деталей проблемной ситуации.