Найти тему

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ВОСПИТАННИКОВ ИЗ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В НАЧАЛ

На сегодняшний день дошкольная ступень образования подразумевает длительную, целенаправленную и системную подготовку ребенка к обучению в начальной школе. При этом ответственность за результативность этой работы в равной степени ложится как на дошкольное учреждение в целом, так и на родителей, которые выступают не заказчиками, а партнерами педагогов, и готовы к постоянному взаимодействию с ними.

Традиционно, работа с родителями в ДОУ – это отдельное направление, которое максимально интегрировано с воспитательно-образовательным процессом, и воспитатели ведут её на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Однако, когда наступает период перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу, родители теряют взаимосвязь с педагогами и остаются наедине с собственными переживаниями и страхами. Эмоциональное состояние родителей приобретает негативный оттенок, и это не может не отражаться на будущем первокласснике. Ребенок чувствует, что взрослые обеспокоены предстоящим обучением, постоянно говорят об этом и в последние месяцы становятся особенно требовательными к его способностям.

Стрессовая ситуация распространяется на всю семью и дальше только усугубляется. Все это ведет к тому, что ребенок начинает бояться учителей, не желает идти в школу, замыкается в себе и с первых дней обучения отстает по школьной программе. Адаптация к новым условиям затягивается и психофизическое состояние ребенка нарушается, даже если до этого его общее развитие соответствовало всем нормам.

Чтобы избежать этого, педагогам необходимо заранее подготавливать родителей к поступлению ребенка в начальную школу. Целенаправленная методическая поддержка семей будущих первоклассников поможет им успешно и спокойно начать школьное обучение в атмосфере взаимопонимания, ободрения, содействия и уверенности в успехе ребенка.

Исходя из вышесказанного, определим цель данной методической разработки следующим образом: создание условий, при которых родители будущего первоклассника смогут грамотно и максимально эффективно подготовиться к поступлению ребенка в начальную школу, тем самым помогая ему благополучно адаптироваться в новой среде.

Задачи:

1. Выяснить основные опасения родителей первоклассников, определить, что тревожит их в большей, а что в меньшей степени.

2. Систематизировать знания родителей о понятии «готовность ребенка к обучению в начальной школе».

3. Творчески подойти к содержанию, формам и методам просвещения родителей через позитивный диалог и доверительное общение.

Успешному достижению цели и решению поставленных задач в значительной степени может поспособствовать выстраивание единой линии преемственных связей между дошкольным учреждением и школой. В частности речь идет о полном взаимодействии воспитателя и учителя, которые совместно проводят мероприятия для детей и родителей (как общие, так и раздельные). Тем самым выполняется условие непрерывного образования[1], которое преследует согласованные между собой цели и дает родителям детей понимание того, что их ожидает в ближайшем будущем.

Совместные встречи с воспитателем и учителем позволяют родителям получить ответы на волнующие их вопросы в режиме реального времени, а педагогам выяснить, что на данный момент тревожит родителей в наибольшей степени. Для этого можно использовать очные и заочные формы опросов (например, прямой диалог, готовые шаблоны анкет, записки с вопросами, или проблемы, представленные в созданных для этого чатах и мессенджерах).

В случае необходимости, к работе с родителями будущих первоклассников привлекаются и другие специалисты (психологи, логопеды, представители администрации учебных заведений), поскольку взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими педагогическими работниками входит в их компетенции и перечень необходимых умений.[2]

Основные плюсы воспитания ребенка старшего дошкольного возраста в единой системе «воспитатели – родители – учителя»:

1. Применение единого подхода в подготовке ребенка к обучению в школе.

2. Приучение к соблюдению режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки, и способствующему общему развитию и оздоровлению ребенка.

3. Организация предметно – развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных интересов.

4. Изучение развития детей и контроль над ним, начиная с подготовительной группы дошкольного учреждения.

5. Своевременное выявление особенностей развития ребенка, создание индивидуального маршрута для раскрытия его способностей.

Однако, данная система работает только при условии полной заинтересованности взрослых участников образовательных отношений в конечном результате. При этом, именно от педагогов зависит, насколько грамотно родители подойдут к решению этого вопроса.

Анкетирование, которое проводят воспитатели и учителя, показывает, что чаще всего родители хотят знать, насколько их ребенок готов к обучению в школе с позиций их интеллектуальных способностей. При этом они не задумываются о том, что есть и другие не менее важные критерии, которые могут способствовать формированию необходимых навыков и умений. Так, например, физиологическая готовность ребенка, если она находится в пределах нормы, определяет его успешность в дальнейшем обучении. Социально-психологическая готовность помогает первокласснику избегать проблем в общении со сверстниками и учителями, и значительно ускоряет его адаптацию. Личностная готовность ребенка говорит о своевременном взрослении и характеризует его с точки зрения целостности развития.

Основные критерии готовности ребенка к обучению в начальной школе[3]

Многие родители считают, что посещения детьми платных занятий у частных специалистов или адаптационного курса подготовки, организованного в школе, достаточно для того, чтобы дети успешно начали обучение. Однако, это ошибочное мнение, поскольку основные навыки и умения дошкольники получают не в последние месяцы перед поступлением в школу, а на протяжении всех предыдущих лет.

На что педагоги рекомендуют обращать внимание родителям, воспитывающим маленьких детей?

1. На общее физическое развитие ребенка. Родители должны следить, чтобы рост, вес, зрение и физические навыки (бег, прыжки, моторика рук, координация движений) не имели отклонений от нормы. В противном случае необходима своевременная консультация с врачом-педиатром или другим специалистом.

2. На формирование навыков самообслуживания. Ребенок должен уметь сам не только есть, одеваться и раздеваться, а также выполнять гигиенические процедуры, но и убирать за собой: аккуратно складывать одежду, мыть посуду, наводить порядок в комнате. Никогда не поздно начать тренировать эти умения, тем более, что в дальнейшем они помогут ребенку рационально использовать время, отведенное на учебу и отдых.

3. На способность ребенка к общению с другими людьми, сверстниками и взрослыми. Насколько он умеет договариваться, как реагирует на запреты или обязанности, которые ему кажутся неприятными.

4. Важно понимать, есть ли у ребенка интерес к знаниям? Это легко проверить, даже гуляя с ребенком по улице или возвращаясь домой из детского сада. По дороге домой можно:

¾ считать деревья, скамейки, попадающихся на пути животных, автомобили, вообще, что угодно;

¾ показать ребенку букву на вывеске и попросить найти такую же на других надписях;

¾ рассказать интересные факты о животных, деревьях, цветах, насекомых, вовлекая при этом ребенка в разговор;

¾ рассказывать друг другу детские стихи;

¾ предлагать те или иные ситуации и спрашивать, как бы ребенок поступил в этом случае и почему именно так.

Организация прогулки должна включать использование спортивно-игровых предметов, таких как мяч, скакалка, кольцебросы и т.п., ведь благодаря играм с такими предметами, ребенок вовлекается в физическую активность, развивает координацию движений и моторику рук. Физическому развитию ребенка способствуют спортивные игры без предметов, например бег и прыжки. Во время прогулки родители предлагают ребенку выполнить несколько упражнений и наблюдают за тем, как он их делает, в случае необходимости корректируя движения.

Родители внимательно должны следить за количеством времени, которое отводится на занятия с детьми, и не допускать их переутомления. Так, по нормам СанПин[4], непрерывное занятие детей 3-4 лет не должно превышать 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут и 6-7 лет – до 30 минут.

Переутомление детей негативным образом сказывается на здоровье и вызывает умственное перенапряжение.

Основные признаки утомления ребенка:

¾ отвлекается, внимание становится рассеянным;

¾ часто меняет позу;

¾ у него происходит всплеск эмоций (ребенок начинает капризничать, кричать, плакать и т.п.).

Профилактикой переутомления могут стать традиционные физминутки, прогулки на свежем воздухе, просто смена деятельности.

Во всех представленных случаях подготовка к обучению в школе идет опосредованно, незаметно. Очень важно, чтобы ребенок захотел включиться в предложенную взрослыми игру. Этому можно научить, главное, чтобы родители были заинтересованы в результате и были готовы уделять детям достаточное количество своего внимания.

К сожалению, реалии таковы, что многие семьи, в силу экономических проблем в стране, вынуждены на первый план выдвигать улучшение собственных материальных условий, и с трудом находят время на то, чтобы совместно с воспитателями и учителями решать поставленные задачи. В дальнейшем это приводит к полной дезадаптации и педагогической несостоятельности родителей, а также к внутрисемейным конфликтам.

Особенно уязвимым считается период перехода ребенка от дошкольника к младшему школьнику, поскольку в это время у каждого члена семьи появляются новые обязанности, в значительной степени усложняющие жизнь. Ребенок еще далек от полной самостоятельности, но некоторые родители считают, что если он уже школьник, значит, все должен делать сам и его ответственность находится на высоком уровне. В социальных сетях множество роликов, в которых родители с первых учебных дней показывают рыдающих над домашним заданием детей. Ситуация преподносится с известной долей юмора, при этом взрослые не задумываются, что ребенок находится на грани нервного срыва и остро нуждается в их помощи и целесообразной поддержке.

Еще один нюанс работы педагогов с семьями в том, что современные родители считают себя в достаточной степени осведомленными в вопросах воспитания, а потому классическая позиция педагога-наставника устарела и не является действенной.

В последнее время ситуацию значительно осложнила распространившаяся по миру пандемия короновируса и введенные в связи с этим ограничения на встречи педагогов и родителей в режиме реального времени. Поэтому особенно востребованным стал онлайн-формат взаимодействия образовательных учреждений и семьи, при этом педагоги выступают инициаторами новых практик. Они снимают короткие тематические ролики, доступно освещая те или иные проблемы, касающиеся подготовки детей к обучению в школе; отвечают на интересующие родителей вопросы; дают рекомендации и ссылки на вспомогательные интернет-ресурсы; проводят презентации через программы для организации видеоконференций.

В таком же формате проходит индивидуальная работа педагога с семьей, которая нуждается в этом.

Анкетирование показывает, что инновационные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день наиболее востребованы, поскольку значительно экономят время родителей. При этом, большинство готово вернуться к формату живого общения в рамках родительских клубов, «Круглых столов», тематических выставок и встреч. Педагогам важно помнить, что любой из названых форматов взаимодействия с родителями проводится как диалог равноправных участников образовательных отношений, без выделения доминирующей стороны и перекладывания ответственности с одного человека на другого.

Только при этих условиях взрослым удается максимально эффективно решать проблемы воспитания детей и их подготовки к поступлению в начальную школу. Положительные результаты такой работы отражаются в успехах детей-первоклассников, которые спокойно и с интересом посещают школу, охотно получая новые знания, а значит, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с высокими требованиями нового времени.

[1] Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

[3] Наиболее полно критерии готовности ребенка в школе отражены в таблице «Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)». См. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — С.32

[4]Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в актуальной и действующей редакции 2020 года.