Найти тему
ЗЕЛО

Почему единорог всем зверям отец?

Из всех мифических животных эпохи Средневековья особой популярностью пользовался единорог. Этот зверь то сражается со львом, то сливается с царь-рыбой. Он скачет и по книжным полям, и в фольклорных текстах, прыгая между устной и письменной традициями. Мы публикуем здесь фрагмент статьи о единороге, которую можно прочитать на сайте ЗЕЛО.

Единорог. Миниатюра «Христианской Топографии», XVII век. РНБ. Погод. 1087, л. 456 об.
Единорог. Миниатюра «Христианской Топографии», XVII век. РНБ. Погод. 1087, л. 456 об.

Из книжности представление о связи единорога с водой попало и в фольклор. В «Стихе о Голубиной книге» мы встречаем «отца всех зверей» Индрика, мифического зверя, по всей видимости,соединившего черты инорога и царь-рыбы идропа. В «Стихе» индрик – обитающий под землей хозяин водных источников:

У нас индрик-зверь всем зверям отец.
Почему индрик-зверь всем зверям отец?
Ходит он но подземелью,
Прочищает ручьи и проточины:
Куда зверь пройдет,—
Тута ключ кипит;
Куда зверь тот поворотится,—
Все звери зверю поклонятся.
Живет он во святой горе,
Пьет и ест во святой горе;
Куды хочет, идет по подземелью,
Как солнышко по поднебесью,—
Потому же у нас индрик-зверь всем зверям отец.

Живет мифический индрик за морем-океаном, либо на святой горе, варианты названия которой многочисленны: это и библейский Сион, и новозаветный Фавор, и даже Афонская гора.

Единорог. Сборник, XVII в. РНБ. F.XVII.23, л. 451
Единорог. Сборник, XVII в. РНБ. F.XVII.23, л. 451

В некоторых вариантах «Стиха» появляется мотив борьбы индрика-единорога со львом, царем зверей, – сюжет, распространенный как в европейском, так и русском народном искусстве:

Единорог-зверь — всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец,—
А и ходит он под землею,
Единорог-зверь — всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец, —
А и ходит он под землею,
А не держут ево горы каменны,
А и те-та реки ево быстрыя;
Когда выдет он из сырой земли,
А и ищет он сопротивника,
А тово ли люта льва-зверя;
Сошлись оне со львом во чистом поле,
Начали оне, звери, дратися:
Охота им царями быть.

Уже под влиянием «Стиха» появилось письменное предание о единороге, ходящем под землей, не лишенное традиционного религиозно-нравственного толкования. Рог единорога становится символом крепости Христовой, а звери, которых рогом побивает животное, обозначают злые помыслы. Такой вариант сказания встречается в старообрядческом «Слове о рассечении человеческого естества»:

Инорог бо велию имать силу в розе, глаголют бо нецыи, яко и под землею им ходит и многие звери им побивает, сице убо и человек, аще имать рог, сиречь крепость Христову, и под землею ходит, еже есть – под земными вещьми, и звери побивает, сиречь злые помыслы дьявольских прилог и злых еретиков.
Единорог. Миниатюра «Слова о рассечении человеческого естества», XVIII век. РНБ. ОЛДП. О. 133, л. 175
Единорог. Миниатюра «Слова о рассечении человеческого естества», XVIII век. РНБ. ОЛДП. О. 133, л. 175

Единорог, как животное исключительное, попал в этиологические легенды, а изображения зверя присутствуют на большинстве миниатюр, посвященных сотворению мира. Гордый единорог часто идет впереди процессии в сценах наречения Адамом имен животных, нередко единорога можно встретить и на миниатюрах, изображающих Всемирный Потоп. Несмотря на распространенный сюжет миниатюр, на которых показано, как мифический зверь идет в Ковчег, народное предание утверждает, что Ной его в Ковчег не взял. Может быть, потому что у единорога не было пары?