Из всех мифических животных эпохи Средневековья особой популярностью пользовался единорог. Этот зверь то сражается со львом, то сливается с царь-рыбой. Он скачет и по книжным полям, и в фольклорных текстах, прыгая между устной и письменной традициями. Мы публикуем здесь фрагмент статьи о единороге, которую можно прочитать на сайте ЗЕЛО.
Из книжности представление о связи единорога с водой попало и в фольклор. В «Стихе о Голубиной книге» мы встречаем «отца всех зверей» Индрика, мифического зверя, по всей видимости,соединившего черты инорога и царь-рыбы идропа. В «Стихе» индрик – обитающий под землей хозяин водных источников:
У нас индрик-зверь всем зверям отец.
Почему индрик-зверь всем зверям отец?
Ходит он но подземелью,
Прочищает ручьи и проточины:
Куда зверь пройдет,—
Тута ключ кипит;
Куда зверь тот поворотится,—
Все звери зверю поклонятся.
Живет он во святой горе,
Пьет и ест во святой горе;
Куды хочет, идет по подземелью,
Как солнышко по поднебесью,—
Потому же у нас индрик-зверь всем зверям отец.
Живет мифический индрик за морем-океаном, либо на святой горе, варианты названия которой многочисленны: это и библейский Сион, и новозаветный Фавор, и даже Афонская гора.
В некоторых вариантах «Стиха» появляется мотив борьбы индрика-единорога со львом, царем зверей, – сюжет, распространенный как в европейском, так и русском народном искусстве:
Единорог-зверь — всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец,—
А и ходит он под землею,
Единорог-зверь — всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец, —
А и ходит он под землею,
А не держут ево горы каменны,
А и те-та реки ево быстрыя;
Когда выдет он из сырой земли,
А и ищет он сопротивника,
А тово ли люта льва-зверя;
Сошлись оне со львом во чистом поле,
Начали оне, звери, дратися:
Охота им царями быть.
Уже под влиянием «Стиха» появилось письменное предание о единороге, ходящем под землей, не лишенное традиционного религиозно-нравственного толкования. Рог единорога становится символом крепости Христовой, а звери, которых рогом побивает животное, обозначают злые помыслы. Такой вариант сказания встречается в старообрядческом «Слове о рассечении человеческого естества»:
Инорог бо велию имать силу в розе, глаголют бо нецыи, яко и под землею им ходит и многие звери им побивает, сице убо и человек, аще имать рог, сиречь крепость Христову, и под землею ходит, еже есть – под земными вещьми, и звери побивает, сиречь злые помыслы дьявольских прилог и злых еретиков.
Единорог, как животное исключительное, попал в этиологические легенды, а изображения зверя присутствуют на большинстве миниатюр, посвященных сотворению мира. Гордый единорог часто идет впереди процессии в сценах наречения Адамом имен животных, нередко единорога можно встретить и на миниатюрах, изображающих Всемирный Потоп. Несмотря на распространенный сюжет миниатюр, на которых показано, как мифический зверь идет в Ковчег, народное предание утверждает, что Ной его в Ковчег не взял. Может быть, потому что у единорога не было пары?