Найти тему
Такое поведение

Взаимодействие с ребёнком. Заставлять или договариваться?

Оглавление

Вопрос о том, как построить взаимодействие со своим ребёнком или учеником - один из самых важных.

Например, мы ожидаем от своих детей, что те будут учиться.

Обучение - это изменение поведения ученика.

Это значит, что после урока ученик должен уметь или хотя бы продвинутся в своём навыке делать нечто такое, чего не мог выполнять до урока.

Это значит, что мы хотим, чтобы ребёнок (ученик) сделал что-то для нас.

Да-да, до тех пор пока инициатива обучения принадлежит нам, дети или ученики делают это, то есть обучаются, для нас!

Раз так, то это уже похоже на отношения между работодателем и сотрудником. Начальником и подчинённым. Начальник ведь тоже ожидает, что подчинённый сделает какую-то работу для него. Но!

Если вы не знаете, сколько вам заплатят за работу, вряд ли вы возьмётесь за неё.

Сделка
Сделка

Кто?

Перед тем, как устроиться на работу, мы хотим знать, кто, сколько и когда нам заплатит, сколько дней отпуска нам положено и т.д.

Более того, мы требуем от работодателя составления контракта в письменной форме, то есть хотим наглядного подтверждения условий договора.

Это же правило можно считать справедливым и для учеников. Они тоже заслуживают того, чтобы до начала урока знать, какова возможная награда, когда они её получат, и когда у них будут перерывы в ходе урока.

И им тоже необходимо наглядное подтверждение их "договора" с нами.

Выглядеть такой "договор" может в виде визуального расписания, памятки или полноценного поведенческого договора, составленного по всем правилам.

В любом случае, совершенно точно, договор, зафиксированный любым способом на бумаге, работает гораздо эффективнее, чем устные договорённости.

Договор
Договор

Что?

При этом придётся признать, что это не мы, а ученики решают, что для них является поощрением, а что нет. За какую награду они согласятся работать, а за какую нет.

Кроме того, во многих случаях, в дополнение к поощрениям за завершение работы, могут потребоваться ещё и небольшие поощрения, которые будут использоваться по ходу занятия.

Кстати, похвала либо другие знаки внимания и одобрения тоже могут играть роль таких небольших поощрений.

С течением времени похвала в сочетании с другими поощрениями сама по себе может стать достаточным подкреплением, что снизит необходимость материальных поощрений. Таким образом, использование похвалы при хорошо выполненном задании так же становится подкреплением.

Награда
Награда

Когда?

Ещё один важный момент, связанный с использованием поощрений. Поощрение должно предоставляться непосредственно после достижения цели. Потому что

Поведение наиболее восприимчиво к мгновенным последствиям, наступающим, буквально в первые несколько секунд после него.

Чем дальше по времени последствие отстоит от реакции, тем менее эффективным будет его влияние на изменение частоты соответствующих реакций.

Время прежде всего
Время прежде всего

Как?

Добровольно. Ребёнок должен согласиться и принять наши условия.

Более того, у него должно быть понимание и уверенность в том, что ему удастся выполнить условия договора. То есть для него эти условия реальны и достижимы.

Наша конечная цель заключается в том, чтобы наградой для ребёнка, который старательно занимается, стал успех. Поэтому чем больше мы будем отождествлять существующие поощрения с успешным завершением более сложных заданий, тем большее значение они будут для него приобретать.

Успех!
Успех!

Заключение

Есть такая народная мудрость: "Охота пуще неволи". Означает, что собственное желание побуждает человека к действию гораздо сильнее и эффективнее нежели принуждение.

Именно в формировании такого желания у нашего ребёнка (ученика) и заключается наша основная задача.

Заветная мечта
Заветная мечта

Это гораздо сложнее, нежели просто настаивать и заставлять, потому что требует от нас дополнительного внимания к ученику, фантазии и, если позволите, креативности мышления, но вот, например, в случае с аутичными детьми по-другому вообще вряд ли получится.

"Только когда ваш ребёнок по собственному желанию будет демонстрировать поведение, необходимое для поддержания и развития вашего взаимодействия, вы сможете начать учить его гораздо большему, чем прежде.", Роберт Шрамм, "Мотивация и подкрепление", 2021г.

Надеюсь, было полезно.

И спасибо, что дочитали 👍

О руководящем контроле, как способе воздействия на поведение другого человека, можно почитать в статье:

О том, почему дети ведут себя так как ведут, можно почитать в статье:

#ава-терапия #аутизм #дети #семья #образование #обучение детей