Найти тему
Заметки Моргора

Спрашивали – отвечаю: о запрете употребления в пищу медвежьего мяса у славян

Давненько на канале не выходило выпуска рубрики «Спрашивали – отвечаю». Сегодня у нас такой вопрос:

Вопрос связан с моим книжным сериалом «Деревенская мистика». Кому любопытственно, оставляю ссылку на соответствующую статью:

А вот видео от автора вопроса с распаковкой бандерольки с моими книжками заодно:

Итак, отвечаю...

Да, запрет на употребление в пищу медвежьего мяса у восточных славян действительно был, и этому есть документальное подтверждение. Князь Ярослав Мудрый (родился около 978 года, умер в 1054) в «Церковном уставе» ввёл на законодательном уровне своего времени запрет на употребление медвежьего мяса в пищу. Что примечательно, нарушителю сей «статьи» надлежало сначала явиться на покаяние к митрополиту, а затем уже нести наказание.

Лично я считаю, у князя Ярослава, которого принято называть Мудрым и у которого в то же время бытовал иной эпитет – Злой Хромец, было неприязненное отношение к медведю как к животному в целом. Легенда гласит: Ярослав убил священного медведя не хотевших покориться ему язычников. Следовательно, христианизированный правитель скорее всего считал медведя животным «нечистым», «поганым», потому и запретил употребление медвежатины в пищу.

Однако и без того медвежатину на Руси не ели.

Во времена языческие медведь совершенно очевидно был связан с культом Велеса, а после сей же зверь перекочевал к святым, за образами которыми, как за личинами, притаились всё те же славянские боги. Так, например, существует легенда о том, что Илья-пророк разъезжает на небесах на медведе (либо на колеснице, запряжённой медведями), потому и есть сего зверя, дескать, грешно. А уж о количестве параллелей между святым Николой и медведем я промолчу, а лучше порекомендую к самостоятельному изучению «Филологические разыскания в области славянских древностей» Бориса Андреевича Успенского.

Питаться же священными животными... Вспомните Индию и коров.

Мишки со статусом неприкосновенных для использования в гастрономических целей перекочевали из язычества в народные представления о православных святых, однако имелась и другая причина.

Этнограф Галина Витальевна Афанасьева-Медведева в работе «Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири» указывает на то, что перво-наперво потапычей не едят, потому что они похожи на людей.

Вот как отражена некоторая антропоморфность рассматриваемого зверя в славянском фольклоре (цитирую филолога Александра Викторовича Гура из книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Происхождение медведя народные легенды связывают с человеком, которого Бог обратил в зверя в наказание за провинности. Медведем стал мельник, который обидел гостей на свадьбе или обвешивал людей фальшивой меркой. Им стал человек, вздумавший напугать Христа: в вывернутом кожухе выскочил из-под моста и бросился ему под ноги. В медведя был обращён человек, который спрятался под овечьей шкурой и не пожелал приютить Бога; пекарь, посмевший выйти к Христу с руками, измазанными в тесте, или месить хлеб ногами. По некоторым легендам, Бог превратил человека в медведя за убийство родителей, за негостеприимность или за жажду власти, которая внушала бы людям страх и трепет.
Человеческое происхождение медведя отражено и в поверьях. Считалось, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец – как мужчина, а медведица – с грудью как у женщины. У медведя человечьи глаза, ступни и пальцы, он умеет ходить на двух ногах, умывается, кормит грудью, нянчит и любит своих детей, молится, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, постится весь Рождественский пост: сосёт лапу. Как и люди, он неравнодушен к мёду и водке. Он «думец» и наделён разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдёт». Доказательство его человеческого происхождения охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на зверя.

А ещё – цитата оттуда же – «медведь – родной брат лешему». Кому охота с лесным владыкой ссориться?

У коренных сибирских народов, к слову, мишек употребляли в пищу не каждый день, а только в особых случаях, с соблюдением определённых правил и ритуалов.

Пельмени из медвежатины вошли в обиход уже в то время, когда старинные сакральные запреты достаточно для того ослабли.

По традиции – кадр из советской киносказки «Там, на неведомых дорожках…»
По традиции – кадр из советской киносказки «Там, на неведомых дорожках…»

#славяне #медведь #обычаи #славянское язычество #славянская мифология #славянский фольклор #велес