Сенсорное развитие предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира? а именно усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка) свои - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Как известно, восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок может различать некоторые цвета, формы, величины, однако ориентируется на самый яркий, бросающийся в глаза один из признаков, совершенно не обращая внимания на другие, и по нему отличает предмет друг от друга. Понимание маленького ребёнка носит объектный характер и связано с тем что все свойства объекта не отделяются у ребенка от предмета, он видит их как единое целое. Пока что предмет для него не имеет такого важного значения как «свой» или «чужой», «хороший» или «плохой». Образ предмета не расчленен, поэтому он примерно соответствует самому предмету. В данный момент важно максимально обогатить восприятие, накопить всевозможные представления для того, чтобы создать фундамент под последующим усвоением и использованием сенсорных эталонов.
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном учреждении чётко определён тот объем сенсорных знаний и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной ступени. Научные данные свидетельствуют о способности детей раннего возраста различать такие объёмные формы, как прямоугольная и треугольная призмы, куб, шар, цилиндр, конус, такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник, предметы разного цвета и цветовые оттенки. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же, как и формы предметов, зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребёнка.
На втором-третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее, с 5 лет, следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
С формированием эталонов необходимо обучать детей способам обследования предметов: их классификации по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазометрических действий. У детей с нарушениями зрения есть специальные занятия и упражнения, которые способствуют развитию ощущений и восприятий.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Вот некоторые из них:
Игры и упражнения для развития восприятия цвета
1. «Какого цвета не стало?». Показываем несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Убираем один из флажков. Ребёнок должен определить, какого цвета не стало.
2. «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребёнку предлагаем под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зелёную, сливы — синюю, лимона — жёлтую и т. д.
3. «Собери гирлянду». Показываем элемент — образец части гирлянды, на которой дано определённое чередование цветов. Ребёнок по памяти собирает гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
4. «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребёнку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Игры и упражнения для развития восприятия формы
1. «Найти предмет указанной формы». Ребёнку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
2. «Из каких фигур состоит машина?» Ребёнок должен определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
3. «Коврик». Ребёнку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
4. «Какая фигура лишняя? Ребёнку предлагают различные наборы из четырёх геометрических фигур. Например: три четырёхугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
5. «Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Игры и упражнения для развития восприятия величины
1. «Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
2. «Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 5-7 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
3. «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
4. «Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
5. «Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.