Найти тему
Строительный мир

Крупный российский завод, который чуть не развалили англичане и спас немец

Оглавление

История этого предприятия началась в далеком 18 столетии, когда императрица Елизавета Петровна распорядилась закрыть металлургические производства близ Москвы и перенести их на расстояние не менее 200 км от города.

Коснулось это и трех баташевских заводов. Братьям Ивану и Андрею, крупным сталепромышленникам, пришлось осваивать новые места. Их взор был устремлен на бассейн средней Оки, известный залежами железной руды — здесь имелись все необходимые ресурсы. Так в 1757-м на реке Унже появилось первое предприятие.

© Алексей Белобородов / CC BY-SA 3.0 (Памятник братьям Баташевым в Выксе)
© Алексей Белобородов / CC BY-SA 3.0 (Памятник братьям Баташевым в Выксе)

В следующие годы возникали новые объекты. Менее чем за полвека было основано 14 заводов (источники расходятся относительно точного их количества); еще четыре были куплены и модернизированы — настоящая промышленная империя, которая сыграла важную роль в развитии этих территорий.

Разными дорогами

Правда, с 1783-го, когда цеха работали в семи населенных пунктах, братья решили примерно поровну разделить имущество и уже порознь развивать производство. Иван в этом отношении оказался более успешным, стараясь постоянно внедрять новые технологии и расширять линейку выпускаемой продукции.

Благодаря его усилиям, заводы продолжали работать и при других владельцах, и при смене власти в стране. Некоторые из них действуют до сих пор. Относится это и к предприятию в Выксе (Нижегородская обл.), которое после года строительства запустили в 1766-м. Помимо железнорудной фабрики, здесь же возвели плотину, церковь, усадьбу и ряд других объектов, преобразивших село. К 1803 году в Выксунскую группу входило 9 заводов. К этому времени на долю баташевских предприятий выпадало 40% от общего объема выплавляемого в европейской части России чугуна.

© public domain (Бюсты Ивана и Андрея Баташевых в Выксе)
© public domain (Бюсты Ивана и Андрея Баташевых в Выксе)

В первой половине 19 столетия продолжился процесс модернизации: построили и установили паровую машину; для увеличения производства чугуна впервые в стране ввели горячее дутье, освоили пудлингование — передел чугуна в мягкое малоуглеродистое железо.

На пороге краха

В 1820-х дело младшего Баташева продолжил супруг его внучки Дарьи, генерал-лейтенант императорской армии Дмитрий Шепелев, а затем и его сын Иван. До того как последний встал у руля, все шло своим чередом. Но в 1840-х у предприятия начались нелегкие времена — новый владелец показал себя плохим управленцем, зато охотно тратил унаследованное богатство, регулярно устраивая различные увеселительные мероприятия.

К середине десятилетия образовался долг в 2,7 млн руб. Осознавая близость полного краха, по просьбе его брата и двух сестер правительство отстранило Ивана Шепелева от дел. Завод переходил из рук в руки; среди наследников развернулась борьба за право владеть имуществом — все это только усугубляло ситуацию. Наконец, в 1862-м власти объявили торги, и предприятие через три года оказалось в руках англичан.

Меллер В. Очерк геологического строения южной части Нижегородской губернии. СПб., 1875. — С. 73:

«Выксунский завод, вместе с Велетминским, и... заводами Железнинским и Сноведским, как известно, принадлежит наследникам гг. Шепелевых и в настоящее время находится в арендном содержании одного английского товарищества. Он состоит в сущности из трех отдельных заводов: верхнего — чугуноплавильного, среднего — кричного и нижнего — пудлингового, которые все стоят на одной и той же речке Выксе, впадающей, с правой стороны, в р. Железницу, составляющую небольшой правый приток р. Оки».

При европейцах дела стали еще хуже — это был один из самых тревожных периодов в истории завода. Британцы хотели получить кратковременную выгоду — их план состоял в том, чтобы выпускать самую элементарную продукцию, пока позволяют ресурсы. Они не вкладывали в дальнейшее развитие и практически полностью отказались от изготовления листового железа, сборки паровых машин и других важных позиций, которыми славился завод.

К тому же британцы, завладевшие и лесными угодьями, попросту вырубали деревья и продавали их. За 15 лет они практически разрушили детище Баташевых. Оборудование, которое выходило из строя, не ремонтировалось. Новое, естественно, не закупали. Сопутствующая инфраструктура тоже оставалась без внимания — в 1881-м из-за отсутствия должного обслуживания прорвало плотину, что привело к уничтожению одного и серьезному повреждению двух заводов. Без работы остались тысячи человек. Последнее событие вынудило российское правительство вмешаться — предприятие перешло в аренду немцу Антону Лессингу, которого можно считать отчасти спасителем Выксы.

Возрождение и расцвет

В свое время Лессинг начинал простым банкиром. Когда его компания открыла представительство в России, он принял предложение переехать. Затем, благодаря удачной покупке нескольких акций, бывший служащий разбогател и стал вместе с братьями Струве владеть машиностроительным заводом в Коломне. А после — практически единоличным хозяином Выксунской группы заводов.

© public domain (Строительство первых в мире сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны конструкции В. Г. Шухова на Выксунском металлургическом заводе, 1897 г.)
© public domain (Строительство первых в мире сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны конструкции В. Г. Шухова на Выксунском металлургическом заводе, 1897 г.)

Предпринимателю пришлось чуть ли не с нуля восстанавливать производство. За 30 лет руководства ему удалось не только вернуть Выксе былую славу, но и вывести производство на новый уровень.

В отличие от предшественников, он стремился работать на перспективу и целенаправленно развивал предприятие — регулярно проводились модернизация действующих и строительство новых цехов, включая листопрокатный. Линейка продукции в то время была обширна — от гвоздей и проволоки до паровых машин, рельсов и сортового железа. Завод регулярно удостаивался высших наград на различных, в том числе международных выставках. Параллельно развивалась сопутствующая инфраструктура — строились железнодорожные ветки, обновлялось энергохозяйство.

В 1915-м европейцу пришлось расстаться с предприятием — государство лишило его права владения как подданного враждебной страны. К этому времени он уже пять лет жил на родине. Лессинг создал хороший задел, и завод продолжил развиваться.

Один из лидеров

Во времена СССР Выксунский металлургический (ВМЗ) славился своими сверхсовременными цехами; выпускал железнодорожные колеса и электросварные трубы, являясь по этим позициям производителем №1 в стране. В советский период здесь впервые освоили технологию порошковой металлургии. А в начале 1970-х появился крупнейший в Европе колесопрокатный цех.

© Алексей Белобородов / CC BY-SA 3.0 (Администрация металлургического завода, 2013 г.)
© Алексей Белобородов / CC BY-SA 3.0 (Администрация металлургического завода, 2013 г.)

Газета "Вперед к коммунизму". 1961. — №68 (июнь). — С. 4:

«На Выксунском металлургическом заводе Горьковской области пущена в эксплуатацию новая мартеновская печь. 26 мая она выдала первую плавку в честь предстоящего съезда партии. Металлурги Выксы решили выпустить на каждую бригаду сталеваров 800 тонн металла сверх задания».

Несмотря на трудности, наступившие с распадом Союза, ВМЗ удалось сохранить — в 1999-м он стал частью Объединенной металлургической компании (ОМК). Начало нового столетия ознаменовало очередной этап модернизации, которая не прекращается и в наши дни. На предприятии впервые в России освоили выпуск труб большого диаметра для магистральных газопроводов — именно ВМЗ поставлял продукцию для проектов Северный поток и Северный поток-2. А железнодорожные колеса пользуются спросом не только на внутреннем, но и внешнем рынке — среди экспортеров были в том числе США, Южная Корея и Турция.