Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Они называли это обувью: 5 исторических примеров жертвы красоте

Увидел под одной из своих публикаций дискуссию о том, куда ставить каблук в туфле, чтобы было удобно позвоночнику. Помилуйте, какое удобство! Вы только посмотрите, сколько жертв в минувшие века принесли человеческие ноги (и позвоночники) — красоте (и паводку).

Чопины, Венеция, шелк, металл, около 1550 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Чопины, Венеция, шелк, металл, около 1550 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Вот представьте: Венеция, середина 16 века. Обитель порока и сладострастия. 12 тысяч куртизанок, составляющих славу свободного торгового города. Еще там сыро. Как быть? Вот решение: чопины, они же цокколи, обувь на высокой платформе.

Перед вами уцелевший с тех самых времен классический образец жанра: зеленый бархат (в моде также был красный), окантовка золотой тесьмой, «бородка» из тесьмы под открытым носком. Очень красиво, но вряд ли удобно.

Мы вот ходим (и стоим), помещая вес тела на пятки — а тут пятки фактически висят в воздухе. Венецианские красавицы, получается, ходили на цыпочках? Удержусь от каламбура, но мне это нелегко.

Чопины, Венеция, шелк, металл, около 1550 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Чопины, Венеция, шелк, металл, около 1550 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В общем, венецианские красавицы носили чопины и в сухие времена, когда не было наводнений. Чопины даже упомянуты в «Гамлете» Шекспира («Your Ladyship is nearer to heaven than when I saw you last by the altitude of a chopine»). В конце концов, они так поднимают над толпой.

Вот еще экземпляр, поизящнее конструкцией.

Чопины, Венеция, шелк, металл, около 1600 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Чопины, Венеция, шелк, металл, около 1600 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И вы думаете, мужчины отставали в этой погоне за красотой? Да, отставали, но не очень сильно. Вот кракови, они же пулены, реальная обувь горожанина 14 века. Ее нашли в тине на дне Темзы, такая среда сохраняет кожу.

По легенде, именно в таких чувяках делегация поляков нанесла визит Анне Чешской, жене английского короля Ричарда II Плантагенета. Анна восхитилась, мода пошла по всей Европе. С носками пуленов, конечно, была морока. Туда или ставили пластинку из китового уса, чтобы носки не болтались, или просто набивали носок мхом.

Для эмоций: сравните с этими ботильонами из конца 18 века. Никакой пытки: ни каблуков, ни носков — кожа, да шнурки. Но это, отмечает музей — повседневная обувь европейской женщины тех времен. А праздник — это всегда мука.

Ботильоны, Европа, кожа, ок. 1795 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Ботильоны, Европа, кожа, ок. 1795 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Вот, внимание, ниже — европейский стандарт красоты 18 века на ногах. Это, между прочим, мужские туфли, французские, придворные.

«От модного мужчины ожидалось, что он будет излучать определенную грацию и должен наслаждаться изобразительным искусством, музыкой и танцами», — оправдывается музей.

Туфли мужские, Франция, около 1690 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Туфли мужские, Франция, около 1690 г. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Излучать определенную грацию? Испытываю редкое чувство удовлетворения от того, что те времена прошли.

Ладно, перетерпим романтичные изгибы. Но видите, где здесь каблук? Фактически, посреди подошвы. Я не очень разбираюсь в каблуках, ни разу не носил — это удобно? Подозреваю, что может быть. По крайней мере, традиционная (то есть, проверенная веками) женская обувь севера Швеции — весьма напоминает эту конструкцию.

Туфли крестьянки, Швеция, около 1810 г. © Музей Питт-Риверса, Оксфорд
Туфли крестьянки, Швеция, около 1810 г. © Музей Питт-Риверса, Оксфорд

Это обувь шведской крестьянки начала 19 века. Буквально: верх из шкуры оленя, платформа из бересты. А каблук — посреди стопы. «Это заставляло владельца ходить носками вперед, что приводило к характерной походке», — пишет музей.

Ничего себе. Я тут пытаюсь вас убедить, что мир не меняется и люди живут одинаково вот уже тысячи лет. А в Швеции два века назад люди даже ходили по-другому.

Ладно, не только в Швеции. Смотрите, вот китайские (маньчжурские) женские туфли, сделаны в начале 20 века. В таких, на мой взгляд, лучше вообще не ходить — они чтобы монументально стоять. Возможно, в том и была задача дамы династии Цинь, но мне не нравится.

А ведь удобную обувь изобрели с самого начала времен. Вот, для примера: кожаные тапочки 3 века, египетско-греческий Антинополь: кожа, швы, ничего лишнего.

Шлепки, кожа, Египет, Римская империя, около 3 века © © Британский музей, Лондон
Шлепки, кожа, Египет, Римская империя, около 3 века © © Британский музей, Лондон

Я голосую за тапочки.