От чего зависит комфортная и спокойная жизнь фрилансера?
Частый ответ: «От полученных заказов: чем их больше, тем лучше!» Опыт фрилансера помогает ему выбирать не больше заказов, а лучших заказчиков. Работать меньше, но качественнее и результативнее! А что делать начинающим?
Начинающие специалисты готовы браться за любую работу, лишь бы за нее платили деньги, пусть даже маленькие. Конечно, не до выбора, если тебе надо срочно внести квартплату, заплатить за обучение детей, купить продукты и новые ботинки взамен прохудившихся.
Однако с опытом приходит понимание, что заказчиков гораздо больше, чем хороших специалистов. Если вы работаете на себя, то в вашей власти выбирать с кем и когда сотрудничать.
Вернемся к теме. Фрилансер – не наемный работник, он профессионал, которому платят деньги за решение определенных задач. И если в офисе вам приходилось терпеть начальника-тирана или "милых" коллег из женского серпентария, то здесь другие правила игры.
Успех сотрудничества часто зависит от того, какие отношения сложатся между заказчиком и специалистом. Если вам интересен проект, вам легко общаться, вы понимаете друг друга, то работать одно удовольствие. Однако бывают и противоположные ситуации, когда вы уже готовы вернуть деньги, лишь бы не общаться с этим человеком, который «высосал» из вас все ресурсы и энергию.
Как вовремя оценить адекватность заказчика и понять стоит ли с ним работать? В этой статье не будем затрагивать типажи клиентов, определим первичные фильтры, на которые следует обратить внимание при переговорах.
Ваш опыт фрилансера близок к нулю и общение с заказчиком вызывает панику? Представьте ситуацию:
Эпизод 1. Вы договорились встретиться с потенциальным клиентом. Заранее выбрали уютное кафе, достали любимый блокнот и ручку, заказали себе ароматный кофе.
Волнуясь перед встречей, нервно поправляете волосы и достаете телефон, чтобы отвлечься.
Вдруг вы видите мужчину с доброжелательной улыбкой на лице. Он уверенной размашистой походкой направляется к вашему столику. За те секунды, что он приближается к вам, вы успели оценить собеседника и интуитивно выбрать подходящую линию поведения. Он еще ничего не сказал, но вы уже знаете, что переговоры пройдут успешно. Вы улыбаетесь в ответ и готовы к диалогу.
Эпизод 2. Вы работаете дома за ноутбуком, рядом любимый блокнот и ручка. Надо бы сходить за кофе, но некогда, так как общаетесь с потенциальным заказчиком в социальных сетях. Вы не знаете, как выглядит человек по ту сторону экрана: кто он, что думает, какие эмоции его сейчас переполняют.
Единственный источник вашей информации – это буквы на мерцающем экране.
Плюс онлайн-общения – вы не видите собеседника, минус – вы не можете прочитать язык его тела и распознать эмоции.
По исследованиям профессора психологии Альберта Мейерабиана через жесты, позы, мимику и взгляд передается 55% информации, через голос и интонацию — 38%, непосредственно словами только — 7%.
При общении мы бессознательно анализируем невербальные сигналы тела, считываем эмоции и душевное состояние человека. Если движения тела не соответствуют сказанным словам и выражению лица, то мозг подает знак тревоги. Мы чувствуем, что-то не так.
Общаясь онлайн, нам приходится доверять только словам и своей интуиции.
Сделать правильный выбор помогут несколько правил и многолетний опыт фрилансера
1. Заранее определите ниши, темы, виды деятельности, с которыми вы не работаете. Это дело этики, репутации и ваши убеждений. Не всё в этой жизни измеряется деньгами.
2. При переписке обращайте внимание на:
— вежливость,
— манеру общения,
— общую грамотность,
— доброжелательность.
Определите для себя, готовы ли вы терпеть фамильярное, неуважительное обращение, если за проект обещаны большие деньги?
3. Договоритесь об аудиозвонке для обсуждения основных вопросов.
Как и большинство фрилансеров, я предпочитаю общаться только по интернету. Но однажды мне пришлось разговаривать с заказчиком по скайпу, и неожиданно пришло понимание, какой это шикарный источник информации:
— за 15 минут решила все вопросы, которые сложно было обсудить в переписке,
— оценила личностные качества собеседника, так как слушая голос, интонацию, то, как человек выражает и формулирует свои мысли можно узнать много нового о человеке.
— наладила доверительные отношения, так как заказчику тоже важно узнать вас лучше.
4. Договоритесь о видеозвонке, если вы коммуникабельный фрилансер. Вы сможете увидеть мимику человека, поближе с ним познакомиться и наладить визуальный контакт.
5. Прислушайтесь к своей интуиции и ощущениям. Если вам некомфортно общаться с заказчиком, подсознательно вы испытываете к нему неприязнь или общение с ним вызывает чувство тревоги, страха, то стоит сделать паузу и оценить, что вам не нравится.
6. Научитесь говорить «НЕТ», если чувствуете, что вам не хочется работать с этим заказчиком или с его проектом.
Не бойтесь отказывать, так как практика показывает, что отказ убережет вас от излишней нервотрепки, сэкономит вам силы и энергию. Лучше сосредоточиться на поиске тех проектов, которые вам интересны и принесут удовольствие и кайф от работы.
Фриланс - не хобби, не способ скоротать время. Это работа. И относиться к нему стоит как к полноценной работе со всеми вытекающими требованиями, обязательствами, рисками. Если вы не организованный человек, самостоятельно принимать решения вам не нравится - скорее всего фриланс вам не подойдет...