Найти тему
Город на память

«Город на память». 351. Авиамоторная улица

16 августа 2017 года/

Само название - Авиамоторная - намекает на индустриальную специфику улицы и её окрестностей, а появилось оно в 1933 году после создания здесь Центрального института авиационного моторостроения. Прежнее название - Первая улица Всехсвятской Слободы - в советские годы стало совсем неактуальным. До середины ХХ века Авиамоторная завершалась на пересечении с шоссе Энтузиастов, но в 1950 году была продлена через Дангауэровку в большую промышленную зону и сейчас её длина составляет три с половиной километра.

Авиамоторная в те времена была улицей будущего – мощная научно-производственная база давала стране передовые технологии, несколько крупных вузов готовили кадры для советской науки, в Дангауэровской слободе построили образцовый посёлок для рабочих. Градостроители не забыли и про досуг жителей, здесь есть стадион, кинотеатры, клуб, скверы. Научный потенциал Авиамоторной сохранился до наших дней, а окрестные фабрики и заводы закрываются один за другим, превращаясь в бизнес-центры или строительные площадки под новую застройку.

-2

Авиамоторная улица, 1 – на месте довоенного конструктивистского школьного здания построено современное (2006)

Смотрите старые фотографии:

2000 Школа № 424 центральный вход

-3

Авиамоторная улица, 2. Проходная Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова. Институт был основан в 1930 году и с тех пор причастен к созданию всех отечественных авиадвигателей. Уже в первые годы здесь был сконструирован М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс. В ходе Великой Отечественной войны разработки ЦИАМ позволили добиться качественного превосходства советской авиации над немецкой. При участии специалистов института создавались двигатели для реактивной авиации, в том числе признанный шедевром инженерной мысли НК-12.

-4

В месте, где Солдатская улица плавно переходит в Авиамоторную, находится кинотеатр «Спутник», открывшийся в 1958 году. Здание построено по типовому проекту, после недавнего ремонта главный зал рассчитан на 238 мест. «Спутник» (Солдатская улица, 15) входит в сеть кинотеатров «Московское кино», помимо киносеансов здесь проходят концерты, творческие встречи, дискуссионные клубы, мастер-классы, в 2015 году открылась театральная площадка СЦЕНА|СПУТНИК.

1980—1981 Кинотеатр "Спутник"

На старом снимке самое начало Авиамоторной улицы, на переднем плане кинотеатр «Спутник» (вид сзади, из этих дверей зрители выходили после сеанса), ЦИАН, Лефортовская военная тюрьма (построена в 1881 году, после революции перешла в ведение советской пенитенциарной системы), здания МЭИ на Энергетической и Красноказарменной улицах, а на горизонте за шоссе Энтузиастов – промышленная зона. Где-то там вдали заканчивается Авиамоторная улица.

-5

Солдатская улица, 17 – ещё немного ретро: типовое кафе «Минутка» 1988 года постройки позднее было переименовано в кафе «Улыбка».

-6

Авиамоторная улица, 7 – школьное здание

-7

Позитив на 2-й Синичкиной улице Авиамоторная здесь закладывает вираж (если вспомнить сленг пилотов) и сворачивает направо вдоль железнодорожных путей в сторону шоссе Энтузиастов. Чуть в стороне остаётся бизнес-центр в Юрьевском переулке, в советские годы известный как завод «Спецтара».

1960—1966 Завод "Спецтара"

Считается, что предприятие занималось изготовлением деревянной ящичной тары, впрочем, звёзды на воротах намекают, что под незатейливым названием могло маскироваться и некое оборонное производство.

-8
-9

В 1956-1958 годах по нечётной стороне улицы выросли несколько нетипичных для Москвы зданий. Это одноподъездные жилые дома серии МГ-1, которые можно встретить и в других районах, но широкого распространения эта серия не получила.

-10

Авиамоторная улица, 6 – Всероссийский НИИ нефтяной промышленности (ВНИИНП), история которого отсчитывается с создания в 1933 году Центрального института авиационных топлив и масел. С тех пор специалисты института решают инженерные проблемы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Институтская крыша утыкана трубами, словно диковинными грибами.

Смотрите старое фото:

1965—1967 МЭИС. Бывшее студенческое общежитие №1, в котором размещался научно - исследовательский отдел ВУЗа

Здесь размещалось студенческое общежитие № 1, а после 1969 года научно-исследовательский сектор и военная кафедра МЭИС. Институт был основан ещё в 1921 году на базе Электротехникума народной связи и сыграл большую роль в развитии телеграфной, телефонной и радиосвязи в СССР.

Вот лишь несколько примеров использования разработок МЭИС, которые стали полезны и доступны любому человеку. На выставке научно-технического творчества в 1953 году уже демонстрировался магнитофон и даже телерадиомагнитола, собранные руками студентов. Для организации «службы точного времени» на телефонной сети была создана аппаратура «Говорящие часы». В шестидесятые годы для Московского телецентра была разработана уникальная для того времени аппаратура «электронной рирпроекции», позволившая совмещать на экране телевизора изображения с двух камер – диктора и любого другого сюжета. Первые авторские свидетельства на сжатие видеосигналов по такому популярному ныне цифровому методу, как MPEG-4 были получены в восьмидесятых годах учёными этого вуза.

-11
-12
-13

Аудиторный корпус (Авиамоторная улица, 8А) – самое старое здание вуза построено в 1931-1936 годах и выполнено в стиле конструктивизма с объемом полукруглой формы, образующим главный фасад, от которого отходят три луча. Здесь находятся ректорат, основные кафедры и факультеты, управляющие и экономические отделы университета. Имеется спортивный зал, актовый зал, несколько кафе и столовых. Левое крыло соединено переходной галереей по третьему этажу с библиотечным («Б») корпусом, правое – с лабораторным («Л») и корпусом кафедры передатчиков («П»). Современное название вуза – Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ).

Смотрите старые фотографии:

1965—1969 МЭИС. Лаборатория антенн
1951 Скульптура во дворе МЭИСа

-14

Памятник погибшим связистам

-15

Авиамоторная улица, 10. Калининский райком КПСС располагался в невыразительном административном здании, построенном в 1930-е годы, и с приходом новых властей его дни были сочтены. Теперь на его месте выстроен бизнес-центр «Авиа Plaza». А районная администрация (в наши дни это – Префектура Юго-Восточного административного округа г. Москвы), как встарь, находится на этом же перекрёстке, занимает один из корпусов бизнес-центра.

1948 Вид на Авиамоторную улицу, Дангауэровский рынок, новый сквер

Сквер имени Калинина сохранился, но первоначальная чёткая планировка не читается, деревья стали большими, появились новые постройки.

Наибольшие изменения коснулись Лефортовского рынка – он закрыт и на его месте в 2017 году развернулось строительство транспортно-пересадочного узла ТПУ «Авиамоторная». Под землёй будет новая станция метрополитена, а над ней – 75-метровый билдинг с торговым центром, паркингом и апартаментами.

-16
-17
-18

Авиамоторная улица, 41 – торговый комплекс возле сквера

-19

Станция метро «Авиамоторная» открылась 30 декабря 1979 года. Оформление подземного зала посвящено строителям авиационных двигателей (скульпторы – Дж.Бодниек, Х.Рысин, художник – А.Мосийчук). Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией – восходящие потоки воздуха поднимают к небу женщину, парящую среди самолётов. Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид – чеканные панно образуют подвесной потолок, на каждом панно изображены созвездия и солнечные лучи.

17 февраля 1982 года на «Авиамоторной» произошла авария: в результате поломки механизма работающего на спуск эскалатора пропало сцепление тележек лестницы с двигателем и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз с увеличенной скоростью. Пассажиры не могли устоять на ногах, не успевали сойти на платформу и в этой давке погибли 8 человек и 30 получили травмы. Дежурный по эскалатору пытался остановить машину, но ни рабочий, ни аварийный тормоз не помогли. Причиной трагедии стали конструктивные недоработки и ошибка мастера, который регулировал тормоза. После этой трагедии были проверены все эскалаторы серии ЭТ – усилены ступени, модернизированы тормоза, заменены приводные валы.

-20
-21
-22

Смотрите старое фото. Перекрёсток Авиамоторной улицы и шоссе Энтузиастов:

1947—1948 Шоссе Энтузиастов. Новые дома

-23
-24

Авиамоторная улица поглотила Центральный проезд Дангауэровского городка и потянулась дальше, в самую гущу промышленных предприятий. Дангауэровка – это жилые кварталы на улицах Авиамоторная, Пруд Ключики, Кабельные, построенные различными ведомствами для своих рабочих. Здания объединяет общий архитектурный стиль и период постройки – с 1929 по 1935 годы.

-25
-26
-27
-28
-29
-30

Памятник Ленину во дворе Дангауэровки

-31

Монумент, символизирующий единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.

-32

Довоенная школа в Дангауэровке (сейчас его занимает Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»).

-33

Авиамоторная улица, 30А корпус 1 – школа № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики. Краеведческие или мемориальные уголки при школах – явление распространённое, но энтузиасты из Дангауэровки создали настоящий Музей кочевой культуры со множеством удивительных экспонатов, привезённых из разных стран мира. Это подлинные жилища кочевых племён, вездеход геологов, танк Т-26 и другие раритеты. А ещё здесь есть конюшня с левадой и живые козы.

-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42

Дангауэровка получила название по имени фабриканта А.Дангауэра, основавшего здесь в 1873 году котельный завод. После революции предприятие стало специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования и в 1931 году было переименовано в «Компрессор». На шоссе Энтузиастов по заказу профсоюза металлистов для рабочих был построен клуб «Пролетарий» (1929, архитектор В.Владимиров), известный позднее как Дом культуры завода «Компрессор». Здание состоит из соединённых галереей двух объёмов – корпуса для занятий в кружках и зрительного зала на 834 места. Помещения сдаются в аренду, первоначальные интерьеры дома культуры не сохранились. Во дворе среди елей спрятался памятник Владимиру Ленину.

-43
-44
-45

Московский завод холодильного машиностроения «Компрессор» практически прекратил существование и предлагает в аренду складские, производственные и офисные помещения. На воротах сохранился герб СССР устаревшего образца с одиннадцатью лентами (в каком году в состав Союза входили 11 республик?), а рядышком старинный фонарь, вероятно, времён господина Дангауэра.

-46
-47
-48

Авиамоторная, 30 – жилой дом (1940)

-49
-50

Авиамоторная улица, 40 – Дворец борьбы имени Ивана Ярыгина — предназначен для проведения тренировок сборов и соревнований по вольной и греко-римской борьбе. На этом месте планировали возвести бассейн, в девяностые годы стройку забросили и уже в наши дни здесь вырос новый спортивный комплекс.

-51
-52

Авиамоторная улица, 44 – 8-й таксомоторный парк был переведён на Авиамоторную в 1955 году на бывшую территорию автобазы Министерства авиационной промышленности СССР.

1973—1980 8-й таксомоторный парк

-53
-54

Авиамоторная улица, 51 – жилой дом (1940) и бюст академика Виктора Кузнецова – одного из создателей ракетно-ядерного щита СССР.

-55
-56

Авиамоторная улица, 63 строение 1 – гараж для Госплана СССР (1936, архитектор К.Мельников совместно с В.Курочкиным) выглядит как половина типичного автомобиля тридцатых годов: большое круглое окно столовой – правая фара, каннелюры административного здания – решётка радиатора. Изначально над фарой возвышалась печная труба, со временем демонтированная. Собственно гараж находился левее – одноэтажное здание, перекрытое стальными фермами.

Гараж Госплана – последнее по времени постройки из сохранившихся архитектурных сооружений Мельникова и является памятником архитектуры советского авангарда. Все годы здание использовалось по первоначальному назначению – как гараж для различных организаций и сегодня в нём находятся автомобильные мастерские. Оценить стиль постройки лучше зимой, когда густая листва деревьев не закрывает панораму.

Смотрите старое фото. Гараж Госплана СССР. 1936-1940 гг.:

Гараж Госплана

-57
-58
-59

Авиамоторная улица, 73 – типография и склады на территории прежде относившейся к Министерству обороны. После вывода военного ведомства у входа остался мемориальный знак в память о погибших на Великой Отечественной войне с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто».

-60
-61
-62
-63

Огнеборцы особенно внимательны к промышленной зоне, изобилующей пожароопасными объектами, и периодически проводят на заводской территории пожарно-спасательные учения. По легенде этих учений, в административном здании произошло возгорание, люди отрезаны огнём от выхода и требуется их эвакуация. Для ликвидации пожара и спасения людей на условное место происшествия прибыли автоцистерна и пожарная автолестница, а также машина «скорой помощи». Поставленная задача была выполнена.

-64
-65
-66
-67
-68

Типичные представители фауны Авиамоторной улицы – коза и котик.

-69

Интерактивная карта «Город на память» позволяет открыть любой опубликованный на канале фотоальбом:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

Фотографии: Евгений Чесноков

#городнапамять #москва #архитектура #историямосквы #районыкварталы #авиамоторнаяулица #улицымосквы #москвасоветская #московскаяокраина