Ровно 90 лет назад – 3 мая 1932 года впервые поднялся в воздух первый гидросамолет авиационного конструктора Георгия Михайловича Бериева, морской ближний разведчик МБР-2. Он активно применялся во время Великой Отечественной Войны в качестве разведчика, бомбардировщика и противолодочного самолета.
МБР-2 проектировался по собственной инициативе Бериева, который в те годы занимал должность помощника ведущего инженера ЦКБ (Центрального конструкторского бюро) при заводе No.39 им. Менжинского. Изначально самолет должен был иметь цельнометаллическую конструкцию. Однако представители НИИ морской авиации утверждали, что флоту нужен деревянный самолет. К тому же дефицитный алюминий использовался исключительно при создании тяжелых бомбардировщиков. Поэтому было принято решение делать новый разведчик деревянным.
В 1931 году проектирование было завершено и Бериев представил свой самолет на Техсовете ЦКБ. Проект ободрили и решили строить опытный экземпляр, который получил внутреннее обозначение «машина No.25», а в обиходе «четвертак». Весной 1932 года построенный самолет по частям доставили в Севастополь на гидробазу завода No.45, находившуюся в бухте Голландия.
Первый полет должен был состояться 30 апреля, но при спуске на воду от самолета не смогли отсоединить тележку, которая приклеилась к его лодке. Вторая попытка состоялась 3 мая. Самолет оторвался от поверхности воды и поднялся в воздух. Первый полет продолжался 8 минут, после чего пилот совершил приводнение и сразу же взлетел повторно.
Для серийного производства нового морского разведчика был определен завод No.31, расположенный в Таганроге. МБР-2 производился с 1933 по 1940 год. Всего было построено 1365 самолетов различных модификаций.