Методов психокоррекционных воздействий существует большое множество. Выбор формы, метода, способа работы для специалиста опирается на сочетании множества факторов:
- возраст (этапы детского и подросткового возраста, взрослые, пожилые люди);
- индивидуальные и специфические особенности особенности личности (интеллект и его сохранность, уровень образования, тип личности);
- наличие либо отсутствия соматического и /или психического заболевания;
- материально-экономический аспект;
- социальные и семейные ресурсы;
- религиозная принадлежность;
- ориентированность на запрос и пр.
Выбор методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.
Основные методы и методики, используемые в психокоррекционной практике в детском и подростковом, условно можно объединить на 5 основных групп:
- метод игровой терапии,
- методы арт-терапии,
- методы поведенческой терапии,
- методы социальной терапии (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.).
- метод замещающего онтогенеза
В психокоррекционной практике при работе со взрослыми, выделяют 3 основных направления:
- психодинамическое направление – коррекционное воздействие в классическом психоанализе З.Фрейда.
- гуманистическое направление - индивидуальная психокоррекция А.Адлера; клиент-центрированный подход К.Роджерса; экзистенциальное направление, гештальт подход Ф.Перлза.
- когнитивно - поведенческое направление – классическое оперантное обусловливание; (РЭТ) рационально- эмотивный подход; когнитивный подход А.Бекка; диалектический поведенческий подход (DBT) М.М.Линехан.