Я смотрю Висконти, ни на что иное пока не отвлекаясь. Он мне дает сильные эмоции и великолепную картинку на экране — радость глаз.
«Белые ночи» не просто черно-белая лента. Это графика. Не гравюрность. Нет. Скорее это уголь. У нас тут Леля была в гостях, работала углем, и я имела счастье смотреть на все оттенки угольного.
И вот эту магию двух тонов: то игру теней, то резкую контрастность, как на фортепианной клавиатуре, позволяет увидеть эта лента.
Я никогда не понимала, в чем прелесть «Белых ночей» Достоевского. Сюжет казался мне неживым, умозрительным. В фильме Висконти история для меня ожила.
Героиня — символ верности. Верности своим чувствам. И в мире главного героя, обывателя, она совершенно чужеродна. Каждый день в 10 вечера она приходит в назначенное место и ждет встречи с человеком, который год назад пообещал, что вернется к ней. Эта верность героини своей надежде для героя скорее признак сумасшествия, чем реальность уникального характера. Он предполагает, что девушка выдумала своего возлюбленного, что гоняется за призраками. «Кругом или проститутки, или сумасшедшие» - выкрикивает он в возмущении. Вот такие полюса его реальности. Конечно он влюбляется в главную героиню. Разве можно не полюбить прообраз будущей Гриновской Ассоль?
Нынче многие черно-белые фильмы получили окраску. Но раскрасить фильм Висконти будет преступлением. Монохромность картинки условия для тончайшей психологической драмы, где есть место улыбке, трагедии, лирике и надежде. «Я жила счастливой надеждой» — пишет героиня в письме, исправляя банальную фразу «уже год я в ожидании».
Жить счастливой надеждой… В этом печаль и радость «Белых ночей» роскошного итальянца Висконти. И пусть действие перенесено из Петербурга 19 века в Ливорно середины 20. Пусть призрачность белых ночей заменяет фантасмагория снегопада в южной Италии. Этот чудесный диалог гениев завораживает, устремляет к поиску идеала.
Удивителен Марчелло Мастроянни. Настоящий маленький человек. Его, как ребенка будят на службу, он совершенно беспомощен со своей простудой, он дерется на улицах с бродягами и смешно танцует. В нем что-то от Чарли Чаплина. А Тарантино наверняка видел эти нелепые танцы и потом использовал в своем «Криминальном чтиве». И не прогадал. Это тоже стало культовым эпизодом.
Мария Шелл светится весь фильм. Она, тот самый блик, белый тон, оттеняющий черноту мрачных закоулков, рассеивающий тьму. И заученное со школьной скамьи «Луч света в темном царстве» здесь оживает, одухотворяется.
И ты веришь, что это не книжные фразы. Есть люди, воплощения света. Способные светиться и освещать собой жизни других. Преображать, вдохновлять, верить в счастье, стремиться к нему и делать других счастливее только своим присутствием.
Автор: Виктория
Источник: https://litclubbs.ru/posts/4804-prelest-belyh-nochei.html
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
#белые ночи #черно-белый #художник