Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Cambridge Audio Azur 550a и Hegel H1 mk4: как я сравнивал несравниваемое

Любого человека по жизни может часто бросать из крайности в крайность и причин тому бывает великое множество. Не миновала сия чаша и вашего покорного слугу: на противоположных полюсах различных жизненных ситуаций я оказывался не единожды. В том числе и в ситуациях, напрямую связанных с главным увлечением всей моей жизни. В переводе на доступный для понимания язык - я не раз в деле построения аудиосистемы скатывался к "заводским настройкам" и начинал всё заново. Вот и в той ( пока последней на текущее время ситуации) случившейся лет 15 назад я в очередной раз с нуля выстраивал свою стереосистему, наигравшись с кинотеатральной, многоканальной. Задачи сделать систему монобрендовой изначально не стояло. Было лишь желание сделать её достаточно бюджетной (но не максимально дешёвой). Просто так вышло, что владелец салона аудиотехники, был моим хорошим знакомым и мог предложить мне именно компоненты Cambridge Audio с весьма ощутимой скидкой. Так я приобрёл сначала CD проигрыватель 340-й модели, который вскоре поменял на 650-ю и, в конечном итоге, дошёл до верхней (на то время) 840-й. Кроме того был приобретён 640-й ресивер и 650-й проигрыватель блю-рей дисков( не путать с cd- проигрывателем с этим же цифровым индексом - у них буквы в названии моделей разные, а цифровой индекс говорит лишь о принадлежности к одной линейке). А вот усилитель 550а я приобрёл осознанно - 650-й отличался лишь большей выходной мощностью, которую я для себя в то время счёл избыточной. В конечном итоге система оказалась собрана и в предпоследней версии (позднее, вместо Cambridge CD650, появился CD840) выглядела так:

-2

Но я сразу знал что это лишь начало, а точки в этом бесконечном восхождении не будет никогда. Пауза - да, была, но очень незначительная по любым меркам. Несколько месяцев, точнее сейчас уже не вспомню. Но и в эти несколько месяцев какие-то аппараты появлялись в моём жилище. Обычно на пару-тройку дней удавалось что-то взять на ознакомительное прослушивание. Иногда даже без прицела на будущее. Так вышло и с усилителем Hegel. Его тогдашний ценник в 99000₽ не позволял даже мечтать о подобном приобретении. Но послушать и понять, чем же усилитель, дороже имеющегося в пять раз, может удивить - очень хотелось. А брали мы его на прослушку вдвоём с приятелем. Вначале он послушал его в своей системе, а затем мы вместе попытались оценить его в моей. К сожалению в системе приятеля я данный усилитель послушать не смог. Что-то у меня тогда не срослось со свободным временем, а поскольку усилитель был дан нам на ограниченный период, то ничего перенести не получилось. И поэтому о его(приятеля)впечатлениях смог узнать с его же слов. Да, он был впечатлён, но далеко не на любом музыкальном материале. К примеру электроника, диско, современный прогрессив и какие-то ещё современные жанры Hegel отыграл на ура, но на джазе, вокале, старом роке 70-х и т. п. уступил ламповому усилителю (у приятеля в тот момент за усиление отвечала "лампа"). Мне же с ламповым усилителем в моей системе предстояло вплотную познакомиться лишь несколькими годами позднее и поэтому сравнение было между "транзистором" и... " транзистором". Почему же в заголовке я написал о сравнении несравниваемого? Да потому что при такой разнице в цене ни о каком корректном сравнении и речи быть не могло. И мы это прекрасно понимали как понимали заранее и то, кто в данном поединке окажется победителем. Но на тот момент на практике всё оказалось не столь однозначным, каким представлялось в теории.

Hegel оказался чуть лучше "Кембриджа" во всём. В разрешении, построении сцены, контроле над АС и т. д. До сих пор помню свои слова после того прослушивания: "... Да, Hegel лучше и это слышно. Но, черт возьми, не в пять же раз он лучше... " (я тогда отталкивался от цены и придерживался принципа разумной достаточности). Это потом "болезнь" начала прогрессировать и я стал понимать и принимать тот факт что начиная с определённой ценовой планки качественный прирост происходит никак не в разы (в отличии от цены), а лишь на какие-то несколько процентов, а то и на доли этих самых процентов. Но порой эти нюансы настолько "торкали", что, невзирая на цену, я готов был продать душу дьяволу, чтобы стать обладателем очередного девайса. Однако всё это было потом. А тогда я вполне спокойно и без особых сожалений упаковал усилитель назад в коробку и мы вернули его в салон. Но само событие в памяти отложилось отчётливо и, до сих пор, вспоминается и переосмысляется.

И я конечно несколько утрирую по поводу своей готовности впоследствии продавать душу дъяволу, ради приобретения нового аппарата в систему. Невзирая на свои хотелки и достоинства рассматриваемого к приобретению девайса, на цену смотреть приходилось. Как приходилось и рассчитывать собственные возможности. Да, спустя полтора десятилетия сумма в 100-150 тысяч рублей уже не казалась мне какой-то неподъёмной и запредельной. Однако не только мы передвигаемся в пространстве, но и само пространство перемещается во времени (о как задвинул!))). Но если выразиться проще, то никому и никогда не удавалось заглянуть за горизонт. И движение к его краю - кажущееся - на самом деле расстояние от нас до этого условного края постоянное и неизменное. Вот и получается что вроде только-только начинаешь приближаться к цели , а её цена - бац и изменилась в большую сторону. Стало быть расстояние до цели опять осталось тем же, каким и было. И теперь уже не 150000, а 300000 рублей высота условного "Эвереста". Впрочем в отношении большинства аудиокомпонентов я ни за 150 тысяч не рассматривал приобретение чего-то нового (из салона), ни тем более за 300 не стану рассматривать. Потому что знаю что на "вторичке" за такие деньги я могу купить что-то гораздо лучшее. И не обязательно это будет чем-то совсем уж древним. По опыту могу сказать что и 10-ти летние аппараты сейчас можно купить за 40-50% от их первоначальной стоимости. Тот же Hegel H1mk4, стоивший в своё время около 3000$ сейчас можно найти за 800-900$, то есть по сути втрое дешевле. Правда и наши желания за это время подросли. Если бы я сегодня возжелал усилитель данного бренда, то заглядывал бы уже на модели покруче. Естественно тоже из б/у. Что же касается нового, то похоже самый доступный усилитель марки - модели H95. Но даже такая "доступная" цена для большинства потенциальных владельцев (как и лично для меня) - остаётся неподъёмной. При этом сам усилитель, несмотря на свой "младший" статус наверное неплох, а функционально так и вовсе самодостаточен (выход на наушники, встроенный стример и ЦАП - у H1mk4 этого не было). Немного смущает выходная мощность (2х60 вт), но во-первых этот показатель указан для 8-ми омных АС, следовательно на 4 Ома мощность должна вырасти вдвое. Во-вторых в большинстве случаев для типовых квартир и 60 вт более чем достаточно. Ну а в третьих, учитывая то, что усилители Hegel обладают фантастическим показателем демпинг-фактора ( >2000), сомневаться в том, что аппарат не справится с какой-либо акустикой - не стоит.

Однако я увлёкся и отвлёкся (Остапа снова понесло). На самом деле хотел лишь напомнить известную (хотя, наверное, не всем) истину: понятия цена и качество не являются прямо пропорциональными. И можно заплатить в 10,20,100 раз дороже получив взамен лишь едва уловимую разницу. Но для кого-то эта разница важна, а цена за нее не имеет значения, а для другого совсем наоборот. Но и то и другое - две крайности, два полярных мнения. Я же всегда старался выбрать "золотую середину" и, по возможности, балансировать не примыкая ни к одному лагерю. Пока вроде получается, а дальше - посмотрим.

Даже внутренняя компоновка выглядит схожей. Но понятно что уровень комплектующих,как и сама схемотехника - различны. Фото для коллажа взяты из открытых источников.
Даже внутренняя компоновка выглядит схожей. Но понятно что уровень комплектующих,как и сама схемотехника - различны. Фото для коллажа взяты из открытых источников.