Про первого астронавта США Алана Шепарда и его полёт в капсуле "Фридом-7" (Freedom 7) написано немало статей с подробным изложением мельчайших деталей: когда он проснулся, что покушал, как сходил в туалет, сколько минут и секунд длился полёт и т.д.. Но когда начинаешь разбираться в деталях полёта, натыкаешься на массу загадок, нестыковок и непонятных технических решений, которые ставят под сомнение саму возможность такого полёта..
В предыдущей статье мы выяснили, что в ожидании старта Шепард лежал в капсуле 4 с половиной часа в очень неудобном положении: на спине ногами вверх.
Капсула, в которой находился Алан Шепард, размещалась на самом верху баллистической ракеты "Меркурий-Редстоун-3".
Это была очень маленькая капсула, высотой всего 2 метра.
Она была настолько тесной, что астронавты говорили, что не «садятся» в капсулу, а «надевают её на себя». Залезть в капсулу астронавту помогали два человека.
Об этом мы рассказывали в предыдущей статье. А сегодня в деталях расскажем о том, что произошло в течение 30 минут после того, как капсула с астронавтом вернулась на Землю, упав в океан. И как за 5 минут отчего-то внезапно изменилась погода.
Поисковый самолёт ещё издалека заметил летящую вниз капсулу. Ниже представлены кадры из документального фильма "Астронавт, который опоздал на 23 дня" (The Astronaut that was 23 Days too Late), показывающие, как это происходило. 23 дня - это время, прошедшее с полёта Юрия Гагарина.
Оранжевая капсула в фильме - это, конечно муляж, который сбросили с самолёта. Как капсула помещалась в самолёт вы могли видеть чуть выше на чёрно-белом снимке. С этого же самолёта снимали кадр, как капсула удаляется и как над ней раскрывается парашют.
Согласно данным НАСА, приводнившаяся капсула Шепарда тут же наклонилась на правый бок примерно на 60 градусов от вертикального положения, однако вода не проникла вовнутрь. При ударе о воду (сообщает НАСА) отстегнулся парашют.
А дальше в описании идёт фраза: "As the water sloshed over the ports, the spaceman saw the fluoresceing dye spreading over an ever increasing area.", которую можно перевести так: Когда вода захлестнула иллюминаторы, космонавт увидел, как флуоресцирующая краска распространяется по все увеличивающейся площади.
Но как такового, иллюминатора на первой капсуле не было вообще, он появился только в следующей модификации капсулы, был лишь перископ. Но он перед входом в атмосферу, на 7-й минуте полёта, убирался. Упоминаемая флуоресцирующая краска (для обозначения места приводнения) была зелёного цвета.
У нас нет фотографии с Шепардом в этот момент, когда капсула лежала в воде наклонной, но как это выглядело, вы можете понять, глядя на фотографию другого астронавта, Скотта Карпентера, около такой же капсулы в 1962 г. Правда, отклонение от вертикали тут всего 35˚.
По-видимому, люк в этот момент ещё не был открыт, иначе бы капсулу залило водой. Любая волна захлестнула бы открытый люк, ведь он находится довольно низко от основания.
Впоследствии, в миссиях "Джемини", астронавты начали выходить из капсулы, находящейся в лежачем положении.
Через минуту капсула "Фридом-7" сама по себе восстановила вертикальное положение. После этого Шепард доложил кружащему рядом самолёту связи, что он благополучно приземлился и готов к подъёму. Через несколько минут прибыл спасательный вертолёт.
Эти первые несколько минут очень важны для удачного завершения миссии. Любая волна на море может опрокинуть плавающую капсулу вместе с астронавтом.
Например, вот что произошло со вторым астронавтом США, Гриссомом, после приводнения в такой же капсуле.
Сразу же после приводнения на его капсуле отстрелился люк, и она начала черпать воду. Гриссом выбрался, но его скафандр, который должен был служить плавучим устройством, также начал набирать воду, таща его вниз.
Положение Гриссома не улучшилось с прибытием спасательного вертолёта, который сосредоточился исключительно на попытках спасти капсулу, игнорируя борющегося за жизнь астронавта, которому теперь приходилось преодолевать ещё и волнение, вызванное винтом вертолёта. И только когда прибыл второй спасательный вертолёт, Гриссома подняли, и он оказался в безопасности. Капсула же пошла на дно моря — на трёхмильную глубину.
Дэвид Мак-Гоуан «Хвост виляет лунным пёсиком»
Слава богу, у Шепарда всё шло нормально. Непонятно только, куда делся парашют, на котором спускалась капсула? Этого парашюта нет ни на одной фотографии плавающей капсулы.
Когда приземляется российский "Союз", то парашют находится тут же рядом со спускаемым аппаратом, со стропами, выходящими из люка.
А в случае полёта "Меркурия Редсоун-3" с капсулой "Фридом-7" я не заметил, в какой момент парашют исчез. Если он утонул, то кто его отцепил от капсулы? И почему об этом парашюте НАСА не сообщает ни слова?
Спасательный вертолет прибыл через несколько минут. В нём находились два человека - пилот и второй пилот. Второй пилот высунулся из открытой дверцы вертолёта и заметил, что высокочастотная антенна капсулы не была в правильном положении, когда он подсоединял трос к буксировочной петле. Во время манёвра, пытаясь поднять космический корабль из воды, пилот почувствовал, что высокочастотная антенна рванулась вверх, ударилась, вмялась в днище вертолета и оборвалась. Я с трудом себе представляю операцию, как человек, высунувшись за борт вертолёта, цепляет трос, прикрепленный к середине днища вертолёта, к сцепке на капсуле.
После этой короткой проблемы с антенной капсула была частично поднята из воды, что позволило Шепарду вылезти через главный люк. Он протиснулся из двери в строповый подъемник и был втянут в вертолет с помощью так называемой "лошадиной петли".
На фотографии мы видим, как Шепарда поднимают вверх, но антенна на капсуле не повреждена и направлена вертикально вверх.
Фотография висящего на тросе Шепарда прямо над капсулой полна отваги и безрассудства. Как уже успели заметить в комментариях внимательные читатели, вся эвакуация происходит с нарушением техники безопасности.
А если два троса (трос капсулы и трос Шепарда) спутаются? Как выходить из ситуации? Надеяться только на крепкую руку второго пилота, отводящего трос в сторону?
Следует добавить, что к месту приводнения прилетели не один, а два вертолёта. Есть статьи на эту тему, которые свидетельствуют, что капсулу и астронавта доставляли на авианосец разными вертолётами.
Один вертолёт, с бортовым номером "44" доставил на авианосец "Lake Champlain" (Озеро Шамплейн) капсулу, а Шепард улетел на втором вертолёте, с бортовым номером "51".
Но ведь только что на "отважной" фотографии мы видели, что Шепард поднимался на тросе на вертолёт с бортовым номером "44". В какой момент от переместился из 44-го вертолёта в 51-й? Об этом НАСА умалчивает.
Но вот что НАСА утверждает совершенно однозначно, так это то, что весь процесс от приводнения капсулы до переноса её и астронавта на борт авианосца "Lake Champlain" занял всего 11 минут. Об этом вы можете прочитать на сайте history.nasa.gov.
Подробнее об этом:
Для сравнения вспоминается приводнение космического корабля Crew Dragon, 2 августа 2020 г., с астронавтами на борту. Это был первый американский пилотируемый полет с 2011 года. В том году NASA в последний раз запустила в космос Space Shuttle. Так вот, с момента приводнения Крю Дрэгона до открытия люка прошло около 45 минут. А в случае с Аланом Шепардом всё происходило молниеносно быстро. Нереально быстро.
Кроме того, после приводнения всего за 5 минут молниеносно изменилась погода. Мы же помним, что полёт задержали из-за большой облачности. Довольно большая облачность (большой процент покрытия неба облаками) был и в момент приводнения. Когда Шепарда поднимали на вертолёт, облаков было очень много.
Этот момент по времени - примерно середина спасательной операции, которая в целом длилась 11 минут, если считать от приводнения и до прибытия на авианосец. Вначале, после приводнения, целую минуту капсула лежала на боку с отклонением от вертикали на 60˚. Потом прошло несколько минут в ожидании спасательных вертолётов. Потом капсулу цепляли к вертолёту, потом сломалась антенна, только потом подцепили астронавта и стали поднимать его вверх. Т.е. прошли уже 5-6 минут после начала спасательной операции. Именно этот момент - середина спасательной операции - запечатлён на фотографии.
А дальше вертолёт перелетает на авианосец, и Шепард выходит из него. Но как только Шепард ступил на авианосец, небо стало почти безоблачным. Таким образом всего за 5 последующих минут моментально уменьшилась облачность. Вот часто публикуемая фотография первых шагов Шепарда по авианосцу.
Но больше всего на этой фотографии поражает не резкое изменение облачности, а совсем другой момент, одна "деталь" в кадре. Эта "деталь" находится в правой части кадра. И когда вы внимательно посмотрите на неё, то поймёте, что данная фотография никак не могла быть сделана ни через 11 минут после приводнения, ни через 20 и даже ни через 30. Через 30 минут, Шепард уже получал поздравления по телефону от Президента Кеннеди. И он уже был переодетым, без серебристого скафандра.
Поэтому, теоретически, согласно легенде НАСА, фотография Шепарда около капсулы могла быть сделана только в интервале от 11 минут до 30 минут после приземления. Но на самом деле это не так. Фотография постановочная, и снята совсем в другое время. Время съёмки выдаёт одна деталь. Нет, это не часы на руке Шепарда (их там нет). Это тень на палубе.
Я сейчас покажу фотографию целиком, в неурезанном виде. Обратите внимание, под каким углом падает тень от стоящего справа человека. Его тень почти в 2 раза короче его самого.
Фотосъёмка однозначно была произведена не в утренние часы, а после полудня!
Согласно официальной хронологии, старт Шепарда состоялся в 9:34 ET (Estern Time). В этом часовом поясе находится Космический центр им. Кеннеди на мысе Канаверал. Приземление произошло через 15 минут с секундами, т.е. в 9:49-9:50. На авианосце он оказался в 10:00-10:01, а разговор с Президентом США состоялся в 10:20. И Шепард был уже без скафандра.
Значит, согласно легенде НАСА, снимок мог быть сделан только в интервале 10:00-10:20. На какой же высоте находилось в это время (5 мая 1961 г.) солнце над полуостровом Флорида?
В 10:02 солнце поднялось над горизонтом на 45˚. А при таком угле падения лучей (это знает любой школьник) рост человека и длина его тени должны быть одинаковыми. А на всех фотографиях тень человека в 2 раза короче его реального роста.
Вот фотография, которая в архиве НАСА значится как GPN-2000-001362 (GPN - Great Pictures NASA -"Величайшие фотографии НАСА"): Шепард идёт по палубе авианосца, направляясь в каюту для переодевания, на фоне завис вертолёт "Сикорский" Sikorsky HSS-1N Seabat. Явно постановочная фотография. Справа виден человек во весь рост. Тень в 2 раза короче человека. Это бывает в том случае, когда высота солнца над горизонтом приближается к 63˚.
Максимальный подъём солнца над горизонтом, 65˚, 5 мая происходит в 13 часов.
Следовательно, фотосессия под общим названием "Шепард на палубе авианосца после приземления" производилась не в утреннее время, в 10:00-10:20, а после полудня, во время, близкое к 13 часам. Если судить по длине теней и высоте подъёма солнца, то наиболее точно подходит интервал времени 12:01-12:30 или же после 13 часов, 13:20-13:45.
Вот якобы документальные кадры, как после посадки вертолёта на авианосец из него выходит Шепард. Опять мы видим очень короткие тени. Совершенно однозначно, что съёмка производилась после полудня (после 12 часов).
Таким образом, съёмки Шепарда на авианосце были произведены не через 11 минут после приземления, а примерно через 2-2,5 часа после этого момента.
Одно время я писал метеопрогнозы на форуме Московского метеобюро, следил как меняется состояние неба в течение дня, и поэтому понимаю, что снимок Шепарда на авианосце (он справа) был сделан уже после обеда, т.е. не в 10 утра, как сообщает НАСА, а где-то в районе 14 часов.
Теперь вы понимаете, почему небо за капсулой (правый снимок) стало почти безоблачным и таким ярко-голубым? Прошло 4 часа после приводнения. Разница во времени съёмки этих двух фотографий - несколько часов.
Таким образом мы видим не документальные фотокадры происходящего события (спасательно-поисковая операция), мы видим результаты постановочной фотосессии, которая вместо объявленных 11 минут растянулась примерно на 4-5 часов.
*
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Уважаемые друзья!
Как вы знаете, я решил выпустить книгу под рабочим названием "Когда США признаются, что не были на Луне?". Издание книги даже относительно небольшим тиражом - вещь очень дорогая. Поэтому на Бумстартере я открыл проект по сбору средств на выпуск книги.
На данный момент собрано 25% от необходимой суммы. Если у вас есть возможность в это трудное время поддержать мой проект финансово, я буду очень благодарен любой финансовой поддержке.
Ссылка на Бумстартер.
Ответы на вопросы.
1. Самый первый пункт - "Упоминание в разделе "Благодарности". Там вы можете внести ЛЮБУЮ сумму без вознаграждения. Написано "от 300 руб", но вы можете проставить другое значение. Если Вы хотите только поддержать, то можно поставить галочку "мне не нужно вознаграждение", согласен с правилом отказа от него. И Вы просто донатите. И так же в разделе 1000 руб.
2. Если процедуры Бумстартера вам показались слишком сложными, вы можете помочь мне через кошелёк Ю-Мани, привязанный к моему каналу "Кинооператор рассказывает". Возможен телефонный перевод. Сумму можно поставить любую.
Благодарю всех, кто помогал мне своими комментариями, вопросами и уточнениями.
ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ, КТО ПОДДЕРЖАЛ ПРОЕКТ!
*
С вами был Л.Коновалов, оператор кино и телевидения. До новых встреч!