1957 год.
Японский режиссёр Акира Куросава — большой друг советского народа — выпустил кряду два интереснейших фильма: "Трон в крови" ("Кумоносу дзё", в дословном переводе "Замок паучьего логова") по шекспировскому "Макбету" и "На дне" по пьесе Горького.
Действие пьесы переехало в Японию эпохи Эдо. То есть в мрачные времена правления клана Токугава (1603-1868). То есть тоже давно.
После тяжёлых драм захотелось Куросаве развеяться. Захотелось не то чтобы совсем уж комедии, но — динамичного приключенческого кино с фольклорными шутками-прибаутками, переодеваниями, поединками и прочими атрибутами жанра...
...хотя получилась всё равно дзидай–гэки — проще говоря, историческая драма.
Сюжет Куросаве придумался не самый замысловатый.
Генерал побеждённой армии в исполнении Тосиро Мифунэ, кудесник боя на мечах, спасает от врагов капризную принцессу и княжескую казну, чтобы возродить государство и отомстить врагам. Под ногами у генерала постоянно путается парочка шибанутых крестьян, которые то мешают, то помогают ему выполнять важную миссию.
Называлось это полотно "Три негодяя в скрытой крепости”, по-японски "Какуси торидэ но сан акунин". А лет через сорок один редактор советского издательства "Иностранная литература" взял слово "акунин" (негодяй) своим псевдонимом. Вот, собственно, и всё...
...хотя стоило бы добавить ещё немного.
Одновременно с творением Куросавы вышел фильм советского гения научно-фантастического кино Павла Клушанцева "Дорога к звёздам", потрясший профессионалов невероятными спецэффектами. Обе ленты увидел молодой американец, который сообразил совместить одно с другим и перенести действие из Японии в космос. Так что сценарий изменился не сильно, а в инопланетный антураж дренировал японский колорит: самурайский шлем кабуто трансформировался в головной убор одного из главных героев, жанр дзидай был преобразован в название рыцарского Ордена миротворцев, а придурковатые крестьяне стали дроидами.
1977 год.
Кино у Джорджа Лукаса получилось культовым, его даже называли лучшим фильмом в истории кинематографа.
Благодаря "Звёздным войнам" студия 20th Century Fox ушла от банкротства.
Благодаря фильму появилась гигантская субкультура, а Лукас не так давно продал за 4 миллиарда (4'000'000'000!) долларов право снимать продолжение своей (!) истории.
Вот такой неожиданный эффект дало много лет назад желание японского режиссёра сделать чего попроще, советского режиссёра — снять что-то совершенно невероятное, и американского режиссёра — посмотреть хорошее зарубежное кино в поисках интересных идей.
И ещё об эффектах.
Лукас приезжал в Россию специально для того, чтобы встретиться с Клушанцевым — своим кумиром, которого называл "крёстным отцом" "Звёздных войн", — не скрывая, откуда черпал спецэффекты.
И спецэффекты "Титаника" — также детище Павла Клушанцева, который на девятом десятке консультировал голливудца Роберта Скотака, получившего за титаническую работу "Оскар".