108K подписчиков

Извилистые дороги судьбы-3

12K прочитали

НАЧАЛО

Утром в субботу Людмила Николаевна сказала:

– Сначала мы сходим в Лазаревку, a потом все остальные дела будем делать.
– Что ещё надо будет?
– В основном на сегодня полив планируем.

После завтрака они сразу и пошли. Погода стояла чудесная, они решили что по дороге не пойдут, а чуть срежут путь, и пойдут по давно протоптанной тропинке “напрямки”, как сказала Людмила Николаевна.

НАЧАЛО Утром в субботу Людмила Николаевна сказала: – Сначала мы сходим в Лазаревку, a потом  все остальные дела будем делать. – Что ещё надо будет? – В основном на сегодня полив планируем.

Когда они подошли к околице, Саша начал фотографировать. На немой вопрос своей спутницы ответил:

– Хочу всю здешнюю красоту родителям показать. Я ведь агитирую их уехать с Севера, сколько же можно, пора уж и отдыхать, стаж оба давно выработали, да и красиво здесь.
– Смотри в ту сторону, видишь какая экзотика – стадо коров деревенское.

Оно было далековато, но Саша быстро побежал в ту сторону и сфотографировал стадо чуть ближе. И вернулся уже не спеша, как-то не хотелось портить общую картину сельского умиротворения. Они подошли к одному из домов. Залаяла собака, через минуту им открыли калитку. Оттуда выкатился черный лохматый пес и стал, радостно помахивая хвостом, вертеться под ногами.

– Ой, приехала, Людочка, приехала,а мы заждались заходите, Вилюй не тронет, он у нас мирный.

Бабушка в цветастом платочке ласково улыбалась и с интересом поглядывала на Сашу.

– Это мой квартирант Саша, без мужских рук в доме то никак нельзя, сами знаете,
– Да, голубушка, ты права, – согласилась с ней хозяйка.
– Так что я в этом году норму свою удвою, сегодня мы сами заберем, а потом, как и прежде.
– Ждите на следующей неделе, ваш край обслуживаем в пятницу, как всегда.
– Я сразу и банку взяла с собой.

Людмила Николаевна отдала старушке банку, та ушла в дом, а через 5 минут оттуда вышел мальчик, вынес пакет и сумку хозяйственную с трёхлитровой банкой молока.

– Ведь о сумке я и не подумала, но я в пятницу верну, не беспокойтесь.
– А я и не беспокоюсь, – засмеялся мальчик и убежал.

Вернулась, бабушка. Лидия Николаевна расплатилась, и они пошли домой. Обратная дорога заняла меньше времени

– Знаешь, Саша, почему-то возвращение домой бывает быстрее. Я даже экспериментировала с этим в молодости и каждый раз мои предположения оказывались верными. Почему?

Александр вдруг ясно представил, как он стоит перед дверью своей квартиры там, на Севере, она открывается, и мама стоит в дверях, улыбаясь.

– Что здесь думать, ведь тебя дома ждут.
– А если я одна?
– Тогда родные стены, я думаю, они тоже ждут своего хозяина, особенно, если эти стены собственного дома. Кстати, Людмила Николаевна, а когда мы с вами окна будем менять?
– А что, ты думаешь надо?
– Я в этом не понимаю ничего, но я обратил внимание, что в доме Вари, и в доме соседа, к которому мы ходили, стоят новые окна. Вот на досуге с ними и поговорите. – Надо подумать, – произнесла Людмила Николаевна, и всю оставшуюся дорогу шла молча.

Дома она поставила молоко кипятить и достала из пакета творог, сметану в пластиковом контейнере и сыр.

– Думаю на обед блины будут в самый раз, а? – спросила хозяйка.
– Можно, – одобрил Саша.
– Тогда ты иди пока отдыхай, а я схожу к соседям.

Саша решил позвонить родителям и сообщить что он теперь “на курорте”, они удивились его рассказу и высланным им фотографиям.

– Смотрите и завидуйте, может быстрее надумаете уезжать, – смеялся он. Распрощавшись с ними, он позвонил сестре, доложив о всех своих новостях, он сказал ей:
– В твоём интересном положении, Наташа, тебе только здесь надо жить, приезжай, квартира пока пустая, летом здесь замечательно.

Вскоре вернулась задумчивая Людмила Николаевна и ушла к себе в комнату. Но вскоре она вышла:

– Саша, думаю, что к осени у меня всё же будет возможность вставить новые окна. Сейчас же мне надо готовиться к завтрашнему празднику.
– А поливать?
– Поливать к вечеру, ты бы сейчас сходил к Варе, она собиралась в курятнике что-то доделать, недавно стройматериалы какие-то из магазина им привезли.

Обрадованный Саша отправился к соседке. Варя была во дворе, она стояла возле крыльца что-то измеряя.

– Доброе утро!
– Привет.
– Что измеряем?
– Вот спуск планирую сделать, чтобы маме удобнее было спускаться, да ещё одну жердочку в курятнике добавить. Одна курица у меня на яйцах сидит. Надо ведь расширять хозяйство.
–Так меня и пригласи помогать тебе.
– Ну ладно крыльцо, но ты же в курятник не полезешь, там городским некомфортно. Но это потом. А раз ты пришел давай маме поможем.

Они зашли в дом, Саша огляделся: кругом было чисто и уютно, а дом очень резко отличался от дома Людмилы Николаевны.

– Варенька, принеси мне попить, пожалуйста, – раздался приятный женский голос.
– Сейчас мама, – она побежала на кухню и вернулась с небольшим кувшинчиком и крикнула, – мама я не одна.

Подойдя к полузакрытой двери, Варя зашла в комнату матери, Саша зашел за ней. Женщина стояла опираясь на ходунки.

–Мама, знакомься – это наш новый сосед Саша.
– Очень приятно, я уже наслышана, а меня зовут Галина Никифоровна.

Он растерянно смотрел на эту еще красивую женщину и боялся опустить глаза туда, где находились ее искалеченные ноги, она даже сейчас была необыкновенно хороша, и была намного младше Людмилы Николаевны.

– А в молодости? Как же тяжко ей было жить, ведь это так страшно, всю жизнь быть инвалидом, зависимым от кого-то.
– Удивлён?

Саше покраснел, ну быстро нашёлся:

– Да, – сказал он, –у вас здесь так круто, на деревенский дом и не похоже.

Действительно всё выглядело, как в обычной городской квартире, только комнаты были больше и входная дверь выходила не в в подъезд, а на крыльцо.

– Мама зарабатывает хорошо, и я тоже начну работать, как только диплом получу, я в этом году уже заканчиваю университет, – радостно сказала Варя.

Саша смотрел в большое окно и видел дом Людмилы Николаевны с тремя маленькими окошками, и почему-то подумал что ей надо бы сделать такое же одно большое окно. – Мама, сейчас мы тебя отправим на улицу в твой тренажерный уголок, сегодня прекрасная погода.

– Вас надо отнести ?
– Ну что вы, молодой человек, я не в том возрасте, чтобы позволить себя на руках носить, – шутливо сказала она, но меня лучше вывести из дома за две руки.

Саша с опаской протянул руку, и женщина взялась за него, с другой стороны её руку взяла Варя.

Она сделала несколько шагов и остановилась:

–Саша вы постарайтесь расслабить свою руку, я сама за вас буду держаться.
– Я попробую, – пробормотал он, представляя, как ей тяжело дается каждый шаг.

Галина Никифоровна, словно услышав его мысли, проговорила:

– После зимы это особенно тяжело, но за лето я набираюсь сил, чтобы заряда бодрости хватило до весны.

Они пошли по двору и завернули за дом, там была глухая стена, потому что в двух комнатах дома было по одному большому окну. И Саша увидел, что эту часть двора занимала спортивная площадка с искусственным покрытием.

– Ну вот и пришли, – сказала Варя.

Площадка была огорожена деревянным забором. Галина Никифоровна взялась за забор и, потихоньку передвигаясь, пошла по периметру площадки.

– Спасибо вам, я в порядке. Сегодня я пробуду здесь подольше. Варя следи за временем, а телефон мой пусть возле тебя будет, вдруг кто позвонит.
– Хорошо, мама.

Они уходили от площадки, и Саша взволнованно говорил Варе:

– Там даже стула нет, а вдруг она устанет и захочет присесть.
– Ты мою маму плохо знаешь, она сильная, очень сильная.

Они шли молча, Саша думал, что Галина Никифоровна действительно сильный человек.

– Смог бы я жить вот так, не как все, а с постоянной болью, нет даже не физической, а с душевной, которая даже крепких физически людей раздирает изнутри. Сколько силы воли в ней, – с уважением подумал, и ему почему-то вспомнились длинные ногти Софии и в голову пришла мысль, что они, эти ногти, есть не что иное, как защита, защита от тех, кто пытается проникнуть в нашу душу.
– Варя, почему бы вам не натянуть вдоль дорожки канаты на лето, у твоей мамы будет надежная опора и хорошая дополнительная нагрузка. К тому же вдоль дома можно сделать навесы и в дождливую погоду тренироваться, правда только в ходьбе.
– А надо подумать, только вот где их купить?
– Ну я думаю в интернете можно найти такую информацию.

Он вернулся во двор Людмилы Николаевны, сорвал по её просьбе зелень начистил картошки, а потом собрался было поливать, но она сказала нет сначала мы едим блины, а потом всё остальное.

И они пошли обедать. За столом Саша по достоинству оценил и блины, и деревенскую сметану. Саша поделился с хозяйкой и своим восторгом по поводу дома Галины Никифоровны.

– А окна, какие там окна замечательные, может быть, если вы надумаете, вам тоже большие сделать. Одну стену полностью сделать глухой, а в другой стене большое окно.

Не знаю, надо подумать, может быть так будет лучше, я здесь посоветуюсь с соседом, них ведь тоже, кажется, такое же окно есть.

После обеда они опять занялись каждый своим делом. Поливая грядки Саша думал:

– Какая насыщенная жизнь у сельских жителей, у них постоянная работа, они даже не отдыхают, вот хотя бы Людмила Николаевна, она ведь сегодня даже не присела, да и я, в принципе, не сидел в телефоне, как я обычно дома делаю в свободное время, – и, удивившись, произнёс, – а ведь я уже давно этим не занимался, с тех пор, как сюда переехал.

Он почти закончил полив, когда пришла Варя и опять попросила его помочь. Закрыв воду Саша пошёл с ней. Саша уже не чувствовал себя таким напряженным, как утром. И разговаривал более раскованно. поняв, что по-другому с ней нельзя, она не приемлет жалости и хочет общаться с ним на равных. Когда он уже уходил, Варя спросила:

–Ты можешь утром прийти, мы опять доведем маму и вытащим из сарая стол, который у нас всё лето стоит в беседке, я одна не смогла это сделать.
– Конечно, Варя.

Она проводила его до калитки а потом как-то торопливо спросила:

– Саша, а ты знаешь, кто в России чемпион по шахматам?
– Знаю, Ян Непомнящий, а зачем это тебе?
– Да так, интересно.
– Ну я домой.

Заходя во двор он усмехнулся, вот уже стал считать этот дом своим, надо же. Он снова включил воду и полил все оставшиеся грядки, а потом решил полить небольшую клумбу на улице и два маленьких деревца по обе стороны калитки. Шланга не хватило, тогда он взял ведро и основательно полил всё за забором. Зайдя на кухню, он увидел на столе тарелку с тёртым сыром.

– А что будет на ужин? – поинтересовался он.
– Ой, Саша, я забыла тебе сказать…
– Я уже полил, – перебил он ее, улыбаясь.
– Какой ты молодец. А на ужин будут аля-хачапури.
– Это как?
– Помой руки тогда и увидишь.

А через 5 минут он уже уплетал оладушки с сыром и запивал их к деревенским молоком.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Дорогие читатели, ставьте лайки и подписывайтесь, жду от вас обратной связи. Успехов вам!