Здравствуй и хорошей, товарищ!
На связи Тюрин Роман, эксперт в игровом жаргоне, и это канал "Simplичные условия", где о сложном говорится просто.
Игры на компьютерах есть давно, и люди, интересующиеся ими, расширяют русский язык терминами или англицизмами из этой обширной области жизни. По индустрии игр можно сделать не одну книгу, ну а я попытаюсь передать тебе смысл наиболее употребляемых слов из уст геймеров - слово, кстати, обозначающее заинтересованных в играх людях. "Геймер" возвышаются над словом "игрок" - человеком, который просто играет в игру.
Здесь я собрал некоторые жаргонизмы, которые вполне могут подойти и во внеигровой жизни, и просто чтобы достичь некой солидарности с увлеченным этим ремеслом другом. В конце будет небольшая отсылка на известного в некоторых кругах человека, и его излюбленную фразу, поэтому читай эту статью до конца.
Содержание:
1. Додж - когда решение в лоб не подходит
2. Лор (который не врач)
3. FPS и чем он полезен в замедленной съемке
4. Nerf - что происходит с неактуальными героями
5. Стелс - твоя скрытность
6. NPC - герой дня
7. Наука о действиях с предметами
8. Кастомный, родненький, свой
9. Выражение вместо мата
Додж - когда решение в лоб не подходит
Слово, как и многие другие, пришло с английского языка, поэтому выдернем цитату из переводчика:
dodge - изворачиваться, хитрить,петлять
уклоняться, увиливать, увернуться
Здесь я бы выделил два варианта перевода: "изворачиваться" и "уклоняться".
По сути дела, додж - это когда в игре наступает момент, где победить какого-то персонажа не получается, но удается его обрулить, оставив с носом далеко позади. Либо очень часто в играх-платформерах перед персонажем видится длинная полоса препятствий из шипованных дисков, огня и стен-давилок, которую ему нужно "задоджить" - пройти, не попавшись на смертоносные ловушки. Есть в слове "доджить" нечто философское, если применить его к повседневным проблемам: их можно изящно обойти или избежать вовсе - задоджить.
Лор (который не врач)
Лор - это детальная информация про то, из чего состоит игра. Допустим, есть игра Assassin's Creed.
И в ней есть персонажи - ассасины (в узком смысле, киллеры), за одного из которых ты играешь в игре. Если игра тебе понравилась, то тебе может стать интересно. Интерес подтолкнет тебя детально узнать про этого персонажа: правила его братства, как это братство участвовало в истории, какое оружие носят ассасины, что едят... И вот это всё будет лором - деталями и обстоятельствами игровой истории. В реальной жизни понятие лора можно применить к книгам и сериям фильмов - лор позволяет узнать о них больше и еще глубже погрузиться в атмосферу (для примера, вспомни "Гарри Поттера" - факультеты и их цвета, сливочный напиток, история взаимоотношений, аксессуары в виде мантий и волшебных палочек - это лор).
FPS и чем он полезен в замедленной съемке
Расшифровывается как Frames per second - количество кадров в секунду. Часто употребляется в выражении "фэпээс проседает", что должно говорить о том, что это число крайне мало. Вообще это применимо еще и к фильмам, съемке с камеры телефона или же отображению информации на твоем гаджете. FPS - это частота, с которой система формирует кадры.
Объясню на пальцах, а ты смотри на картинку выше. Чтобы перейти от первого кадра анимации ко второму, экран очень быстро перезагружается, но только уже со следующим кадром. То, сколько раз он это сможет сделать за секунду и называется FPS.
В камере телефона, если телефон у тебя продвинутый, ты можешь увидеть разные режимы съемки: 60 кадров/сек, а для замедленной съемки - 240 или больше кадров в секунду. Чем больше кадров получится поменять, тем больше состояний будет для обзора как и у камеры (она потом 240 кадров показывает с частотой 60 кадров и от этого получается замедленный эффект), так и у игрока - он быстрее увидит прогрузку игрового мира.
Nerf - что происходит с неактуальными героями
Нёрф. Именно так. С буквой ё. Само слово произошло от марки известного в Америке производителя оружия для детей: пестрого, безопасного, стреляющего патронами из пены.
Само слово нёрф отсылает нас к разительному отличию сего оружия от того, что может принести за собой какие-то увечья: детская пушка имеет слабое действие. Вот и нерфный персонаж - это ослабленный персонаж, который до этого был сильным и строгим. Это часто происходит с персонажами, которые появляются в продолжениях серий, но не являются там главными.
В противоположность ему, внезапно усиленный персонаж или оружие называют бафом или бафнутым. Поэтому если ты вдруг чувствуешь, что готов горы свернуть, то считай, что тебе выпал бафф - внезапное усиление мотивации. А вот если что-то не получается, то в такой день ты "нерфишь".
Стелс - твоя скрытность
Термин, пришедший из авиации, где таким словом называли особые истребители, покрытие которых делало их невидимыми на радарах. Прохождение "по стелсу" всегда подразумевает под собой быть максимально незаметным, невидимым для других персонажей игры.
NPC - герой дня
Бандит из предыдущей картинки является npc - non-player character (неигровой персонаж). Разработчики добавляют таких персонажей, чтобы игрок как-то с ними взаимодействовал: получал задания, выстраивал отношения, спасал, выводил из строя и т.п. В жизни NPC всё зациклено и повторяется вновь и вновь по какому-то заранее прописанному сценарию.
Если у тебя, дружище, в жизни всё происходит по одному и тому же сценарию и ты не чувствуешь себя героем своей жизни - повод задуматься: не стал ли ты как NPC с его зацикленной программой?
Наука о действиях с предметами
Объединю здесь сразу три жаргонизма, ибо они весьма кратки.
Лутать - это от английского слова loot("добыча" или "награбленное"), которое в геймерских кругах прошло через некоторые семантические изменения: это слово часто используется для обыска каких-либо ящиков, шкафов и подобных вещей в поисках добычи - игровых предметов.
Предметы можно не только находить, но и создавать самому. Такой процесс называется крафтингом. Есть еще глагол "крафтить". И возможно, ты слышал или слышала про "крафтовый пакет". Слово "крафт" пришло с английского языка, где оно означает "ремесло" или "мастерство". Поэтому крафт - это часть еще одного неологизма - хендмейда (творчества, выполненного своими руками), где крафт обозначает сам процесс. То есть крафтить - это значит создавать что-то своими руками. А почему бумага, созданная на заводе называется крафтовой - это тайна, покрытая семью замками....
Также предметы можно использовать - заюзать. Здесь всё просто и понятно, как если бы это было второе слово после слова "мама" в твоей жизни (если бы ты родился в англоговорящей стране, конечно). Это слово происходит от use - использовать. Просто звучит брутальнее, чем просто сказать "использовать".
Кастомный, родненький, свой
Сие слово переводится как "изготовленный" или "настраиваемый", что в полной мере отображает его суть. Слово настолько прижилось в русском языке, что попало во многие сферы жизни: если тебе нужен собственный стильный чехол для телефона, ты создаешь функцию в программировании, изменяешь внешний вид пинборда на работе, выбираешь наполнение для сэндвича в ресторане фастфуда - таким образом ты делаешь свой собственный, кастомный продукт, который ты настроил сам, и который подчеркивает твою индивидуальность.
Выражение вместо мата
"Етижи-пассатижи", - фраза, которую часто можно услышать из уст одного из самых известных летсплейщиков - Дмитрия Куплинова, хоть и не он является ее прямым автором (она пришла из сериала "Теория большого взрыва" благодаря русскому дубляжу).
Фактически эта фраза ничего особого не обозначает и является игрой слов наподобие "окунь-шмонунь". Если со вторым словом всё более или менее понятно, то первое - является изощренной формой старорусского ругательства "етить".
Вслед за Куплиновым данную фразу для выражения бурных эмоций стали использовать многие геймеры, которые знакомы с творчеством Дмитрия. Такой вот бонус ты прочел под конец!
Получился список, где слова и выражения можно использовать и во внеигровой жизни. Я старался не брать чересчур специфические выражения, свойственные какой-то конкретной игре. Все, что ты сегодня узнал, уже прочно вошло в нашу жизнь и знать их будет не лишним. По поводу использования - решай сам, дорогой друг!
Надеюсь, тебе понравилось: поставь лайк. Если я вдруг упустил что-то или какое-то словцо не нашло свое место в этой статье, то дай мне об этом знать в комментариях.
За набором текста был Тюрин Роман, автор канала Симпличные условия, где о сложном говорится просто.
Доброго здоровьица!