На занятиях встречаются по-настоящему мудреные, заковыристые задачи. Дважды применить теорему косинусов, потом ещё и разобраться отдельно с этим косинусом, а затем применить факт о треугольнике и вишенкой на торте поискать площади.
Когда я объясняю задачу, разжевывая отдельные действия, ребёнку может искренне казаться, что он всё понимает. Репетиторы владеют даром убеждения :) Или же ученику хочется поскорее отвязаться от этой задачи-мигрени, и он дежурным тоном твердит: "ага, понял".
Я проверяю, действительно ли ребёнок понял тему, таким заданием:
"А теперь представь, что репетитор - это ты, а я ученик, который ничего не понимает. Объясни мне задачу".
Ученикам очень нравится это задание. Они меняют тон, копируют мои catch phrases, встают в позу строгого педагога, но это не главное. Главное, что они задумываются о сказанном и написанном. Вспоминают последовательность действий. Подбирают простой и доступный способ объяснить.
"Так много раз объяснил тему, что даже сам понял".
И самое важное для меня - вовремя задать правильный вопрос. "А как мы здесь нашли общий знаменатель?", "А почему здесь было 2, а в следующей строчке уже 4?". Разумеется, не грозным требовательным голосом, а простым, дружеским, любопытным. И ученик сам заметит, где у него пробел, эта белая terra incognita
Плюсы такой методики:
+ К концу занятия я уверена, что ученик тему понял
+ Такой мини-спектакль привносит разнообразие в занятие и воспринимается детьми как увлекательная игра
+ Ребёнок может проявить самостоятельность
Но есть и минусы:
– Такой сюжет занимает много времени. Пока я объясню длинную задачу в первый раз, пока ребёнок её повторит мне, пока он подумает над моими каверзными вопросами - уйдёт не меньше 40 минут. А в планах у меня: 6 номеров по алгебре, 2 сочинения по русскому языку, подготовка к экзаменам и собирание фольклора в маленькой африканской стране.
– Нет гарантии, что ребёнок это объяснение запомнит надолго. Хотя мне казалось, что такой яркий кусочек занятия должен запомниться :) Может, это тот самый случай, когда больше запоминаются эмоции, чем материал урока. Здесь следует знать, когда нужно остановиться и сделать акцент на задаче, а не на театральности происходящего