Что мы, родители, знаем о буллинге? А как часто мы вообще задумываемся над тем, что происходит в детском коллективе?
Если бы мы, взрослые, больше знали об этом явлении, то смогли бы помочь детям избежать некоторых проблем.
Ссоры и конфликты в детских коллективах неизбежны, их единичные случаи решаемы (зачастую без участия взрослых). Однако, когда нежелательные ситуации становятся стереотипом взаимодействия в группе, речь идёт о серьезной проблеме, требующей обязательного вмешательства взрослых.
Буллинг (от английского bullying) - это запугивание, травля, физическое или психологическое давление, направленное на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Мотивы буллинга - борьба за власть, месть, зависть, чувство неприязни, стремление быть в центре, выглядеть круто, желание унизить, продемонстрировать преимущества, самоутвердиться. Часто травля носит коллективный характер, ведь сплотиться можно не только, если ты дружишь с кем-то, но и если "дружишь" против кого-то.
Почти в каждой детской группе есть объект насмешек, жертва, которая не может себя защитить. Такая травля - обычно групповой процесс, носящий систематический характер, не прекращающийся сам по себе.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок. Чаще страдают дети с особенной внешностью, физическими недостатками, слабые и тихие, неопрятно одетые, не имеющие гаджетов или, наоборот, вызывающе хорошо одетые, с дорогими гаджетами, одаренные или отстающие, "любимчики" учителей, ябеды, новички, дети с особенностями в поведении, вычурной речью, дети, которых слишком опекают родители.
Особенно актуальна эта проблема для современной школы, где встречаются дети из разных культур, национальных, языковых и иных сред.
Школьные учителя, к сожалению, иногда предпочитают не вмешиваться в конфликты среди учеников, называя их проявлениями переходного возраста. При этом даже небольшое насилие, угрозы или оскорбления, которые сходят с рук, являются началом более жестокого поведения.
Задача родителей - прислушиваться к детям
Травля начинается не сразу, дети пробуют границы дозволенного и, при попустительстве взрослых, их расширяют.
Обязательно обсуждайте с ребенком происходящее, осуждайте плохие вещи, называйте их своими именами. Даже первоклассник поймет, что если над Петей Ивановым смеются, швыряют портфель и пачкают мелом, это история не про то, что у него не сложились отношения с классом, а про недопустимую травлю и грубость, потому что Петя слабый и его надо защищать.
Будьте внимательны к таким незначительным, на первый взгляд, проявлениям, как, например, постоянно испачканная одежда, изорванные учебники, нежелание идти в школу, постоянные опоздания на уроки, соматические проявления, резкие перемены в настроении или поведении.
Еще одна задача родителей – объяснить ребенку, что люди могут быть разными и имеют право на индивидуальность. Черты толерантности, сформированные в детстве, очень помогут в будущем.
Что такое кибербуллинг?
Не стоит забывать и о кибербуллинге (это агрессивные действия в отношении кого-либо в интернете). Такой тип буллинга включает в себя распространение негативной информации, фото, видео и тд. По статистике каждый 4 ребенок был обижен в сети. Кибербуллер чувствует себя безнаказанно, отсюда и распространенность этого явления.
Обязательно учите детей компьютерной безопасности. Обсуждайте их "сетевую" жизнь. Выстраивайте доверительные отношения.
Как говорить с ребёнком-агрессором?
Ребенку-агрессору необходимо объяснить, что его действия недопустимы, важно ввести необсуждаемый запрет на подобное поведение. Нужно четко определить границы. Апеллировать к жалости в таких случаях бесполезно, тем самым вы только закрепляете агрессивное поведение, лучше предложите поставить себя на место изгоя.
Необходимо обозначить травлю не как проблему отдельно взятого Пети, а как проблему группы детей (класса), потому что агрессор - это тоже уязвимая часть коллектива, которому трудно и стыдно признавать свою вину. Оставляя его в общем контексте, мы имеем больше шансов изменить его поведение.
Доверительно беседуйте, отложив формальную дидактику и морализм.
Когда я работала в школе, практически все дети слушали и давали обратную связь в доверительных беседах. Наша задача - активизировать моральное чувство и правильный выбор - не так уж не достижима, даже с подростками.
При всей доверительности булли, тем не менее, должен понимать, что о событии осведомлены все (родители, классный руководитель, администрация школы и тд.). И за проступком последует наказание. Политика нулевой терпимости. При этом ведется диалог. Показав и рассказав, как не надо делать, ребёнку следует дать алгоритм, как надо вести себя.
Подписывайтесь на канал и поделитесь этой полезной статьей по психологии в своих социальных сетях!
Автор статьи:
Психолог, нейропсихолог Елена Миронова
КАНАЛ О ПСИХОЛОГИИ В ТЕЛЕГРАМ (прикладные техники и поддержка) - ПСИХОЛОГ ЕЛЕНА МИРОНОВА