Найти тему

Моя дочь до слез ненавидела математику, а в итоге стала преподавать ее детям

Привет! Я Ксения – мама девятиклассницы, которая с шести лет рисует и свою жизнь хочет посвятить творчеству. Моя дочь летом побывала в математическом лагере на трех сменах и учила младших детей. Но если бы мне сказали про это год назад, я бы не поверила, потому что она до слез и истерик ненавидела математику.

Подросток участвует в занятиях младших детей в роли помощника педагога. Так что слышит, видит, крутится в этой же атмосфере математики и творчества.
Подросток участвует в занятиях младших детей в роли помощника педагога. Так что слышит, видит, крутится в этой же атмосфере математики и творчества.

Мои аргументы и репетиторы не помогали

...Белый лист, а на нем – прямая линия цвета графита, бескомпромиссная, как нелюбовь к математике моей дочери Ярославы. Так дочь изобразила главную из точных наук. Вернее, – свое отношение к ней: «один сплошной минус, палочка без ноля».

С трех лет Ярослава начала рисовать, в шесть пошла в художественную школу. Она видит свое будущее в красках, с холстом и карандашами разной степени твердости. И говорит, что ей совсем не нужна математика. Я возражаю:

— Но великий Леонардо писал свои картины по формуле золотого сечения! А Микеланджело просчитывал пропорции скульптур с точностью до миллиметра! Художники Возрождения боготворили математику...

— Видимо, им попадались другие учителя, — парирует дочь.

У Ярославы, увы, не сложилось ни с педагогами, ни с задачами, ни со счетом. Она была напугана математикой с первых классов. Обычное дело: с самого начала педагоги любят детей, способных к их предмету. Мы сменили две школы, нанимали репетиторов и история повторялась. Дочь шла на математику через силу, и, при любой возможности, просто пропускала занятия. Ничего не менялось. Дочка наотрез отказалась от репетиторов.

Для дочери основным мотиватором стала возможность заниматься в математическом лагере любимым делом - подготовкой декораций, художественных материалов к занятиям, придумывать идеи для программ, устраивать мастер-классы.
Для дочери основным мотиватором стала возможность заниматься в математическом лагере любимым делом - подготовкой декораций, художественных материалов к занятиям, придумывать идеи для программ, устраивать мастер-классы.

Как я нашла ее личную мотивацию

Однажды Ярослава сама завела разговор о том, что она хочет работать летом.

— Мне нужно купить японские акварельные карандаши, а они совсем недешевые. Сегодня, смотрела варианты: оказалось, на раздачу листовок берут с 14 лет...

— Как же ты будешь считать деньги, если толком не знаешь математику? – грустно пошутила я и стала спрашивать у подруг какие есть варианты для подработки подросткам.

Я думала о том, чтобы она провела свое время в компании интересных, увлеченных людей, училась у них, перенимала какой-то жизненный опыт... В идеале найти подростку такую подработку, чтобы он и усилия приложил, и научился чему-то важному. Мне казалось, что раздача листовок не самый идеальный вариант.

Идею отправить Ярославу в математический лагерь Маткласс работать мне дала подруга. Ее сын ездил на летнюю смену именно в такой роли: помощник вожатого.

У этой роли есть хороший подвох. Да, ребенок не занимается с ровесниками, но он участвует в занятиях младших детей в другой роли. Так что слышит, видит, крутится в этой же атмосфере математики и творчества.

Благодаря работе с младшими детьми у нее ушел психологический страх перед математикой, тут она изначально она была авторитетной, умной и взрослой. И одновременно это подняло ее и в глазах сверстников.
Благодаря работе с младшими детьми у нее ушел психологический страх перед математикой, тут она изначально она была авторитетной, умной и взрослой. И одновременно это подняло ее и в глазах сверстников.

Рассчитана роль помощников вожатого на ребят от 12-ти и старше и предполагает участие подростка с одной стороны в бытовых, организационных делах. А именно: довести отряд малышей до столовой, помочь одеться по погоде. С другой стороны, помощники вожатых – творческая команда. Ребята придумывают идеи для программ, устраивают мастер-классы, готовят декорации, помогают на занятиях математикой, тут все зависит от того, чем ребенок увлечен, в чем успешен и в как хочет себя проявить. Условия участия и мотивация подростка обговариваются заранее с командой лагеря, подростку нужно пройти небольшой обучающий курс.

Для меня основным мотиватором отправить дочку в лагерь было то, что она все таки соприкоснется с математикой в искусстве, музыке, так или иначе сможет увидеть ее в интересной подаче и с увлеченными людьми. Для себя открыла, что программы Маткласса для детей с разносторонними увлечениями, когда математика просто становится понятным культурным кодом. А именно этого я и хотела для начала для Ярославы.

Для дочери же основным мотиватором стала возможность заниматься в математическом лагере любимым делом - подготовкой декораций, художественных материалов к занятиям на смене "Математика в красках" и, конечно, возможность заработать. А у меня была договоренность с командой, что на таких занятиях дочка и увидит красивую математику и найдет педагога по душе.

— Попробуй, — мягко убеждала я дочь, — не понравится, — вернешься к своим листовкам!

Ярослава согласилась. И отправилась на первую в своей жизни работу в лагерь «Математика в красках».

Дочь активно участвовала в занятиях математикой как художник, помогала детям увидеть математику в искусстве когда они руками с карандашами, цветной бумагой, бусинами изготавливали свои математические шедевры.
Дочь активно участвовала в занятиях математикой как художник, помогала детям увидеть математику в искусстве когда они руками с карандашами, цветной бумагой, бусинами изготавливали свои математические шедевры.

Как подружить подростка с математикой если он ее ненавидит

Наставником дочери в лагере стала удивительный педагог математики, выпускница мехмата. Она смогла построить доверительные, теплые отношения, незаметно вовлекала дочь в занятия с младшими. Художественные таланты Ярославы были максимально востребованы на занятиях.

В работу дочка вошла не сразу. Первое время путала имена детей, пару раз проспала зарядку... Но, как потом рассказала, — сдаваться и возвращаться домой раньше времени не хотела. Она влюбилась в педагога, в атмосферу, в детей, сработала магия увлеченности людей, которые вовлечены в любимое дело, к которому причастны. Дней через пять Ярослава стала своей среди малышей, освоилась на занятиях, в актовом зале, в столовой, на спортплощадке.

Инициативы дочери всячески поддерживали. Ее желание поставить теневой спектакль, украсить зал необычными рисованными образами к творческому вечеру, участвовать в спектакле.
Инициативы дочери всячески поддерживали. Ее желание поставить теневой спектакль, украсить зал необычными рисованными образами к творческому вечеру, участвовать в спектакле.

Дочь активно участвовала в занятиях математикой как художник, помогала детям увидеть математику в искусстве когда они руками с карандашами, цветной бумагой, бусинами изготавливали свои математические шедевры.

Благодаря работе с младшими детьми у нее совершенно ушел психологический страх перед математикой, ведь в группе с ровесниками она привыкла быть отстающей, а тут изначально она была авторитетной, умной и взрослой. И, кстати, именно это, работа с младшими и художественный талант, подняли ее и в глазах сверстников. Да, это стало для нее счастьем и самореализацией!

Инициативы дочери всячески поддерживали. Ее желание поставить теневой спектакль, украсить зал необычными рисованными образами к творческому вечеру, участвовать в спектакле. Однажды Ярослава предложила провести детям экскурсию по старинной дворянской усадьбе, которая была рядом с лагерем. Дочка уже была год назад в ней с художественной школой. Устроила для детей историческую прогулку.

Я уверена, что каждому ребенку, который испытывает страх перед математикой нужно дать шанс найти свою точку интереса в математике.
Я уверена, что каждому ребенку, который испытывает страх перед математикой нужно дать шанс найти свою точку интереса в математике.

Результаты

Я готова была прыгать от счастья, если только дочка скажет, что ей просто понравилось.

— Ну, что же тебе понравилось больше всего? Какой момент за смены оказался самым ярким? - расспрашивала я дочь. На ее носу прибавилось веснушек от веселого летнего солнца, а в глазах укрепилась серьезность - от важного опыта.

— Однажды, пока ребята были на спортивных активностях, мы пошли с педагогом Юлией прогуляться в лес – он прямо по соседству с лагерем. Заморосил дождь, Юля посмотрела наверх и сказала: «надо же, вот только до обеда было ясно, а сейчас небо совсем серое...» «Юля, это только так кажется, что серое! А по правде, на небе сейчас палитра цветов из десяти, не меньше!» И я рассказала ей, какие это цвета и где. Юля она слушала и удивлялась.

Дочке было так здорово - удивить взрослого человека, учителя. Тем более – учителя математики... Ну и, конечно, совершенно особое чувство, когда после смены получаешь в руки конверт с деньгами - собственными, заработанными. И покупаешь на эти деньги то, о чем так мечтала...

Дочь достала из рюкзака блестящую упаковку акварельных карандашей. Тех самых – японских, совсем недешевых, а теперь – особенно дорогих.

Я очень надеялась, что счастливый опыт приведет дочь в Маткласс на занятия, так как ей нужно было готовиться к ОГЭ. И это случилось как результат проснувшегося доверия к педагогу. Дочка сама увидела, что тут преподают по-другому, именно с интересной для нее стороны, творчески, мягко, наглядно, художественно и с пониманием именно ее способа восприятия.

После смены «Математика в красках» Ярослава поехала помощником вожатого на музыкальную смену «Математика в мажоре», потом на программу со сплавом «В лабиринтах наук». Ярослава открыла для себя новый увлекательный мир, которого раньше боялась.

Я уверена, что каждому ребенку, который испытывает страх перед математикой нужно дать шанс познакомиться с увлеченными людьми, которые покажут красоту, удивят ребенка так, чтобы он нашел свою точку интереса в математике и поверил в свои способности. И попасть в этот мир можно оттолкнувшись от его интереса.

Предложите ребенку пройти онлайн-квест с задачами на стыке искусства и математики, чтобы увлечь его и увидеть как с помощью интересной ему темы рождается интерес. Рекомендую проходить онлайн-квест вместе, обсуждать решения, в этом случае вы почувствуете где точки роста ребенка, как он рассуждает и где ему трудно, а где легко. Для детей 1-11 класса и для любознательных родителей. Онлайн-квест удивит и вдохновит и ребенка и взрослого!

Переходите по ссылке ниже, чтобы узнать подробнее о программе «Математика в красках»!