Найти тему
547 подписчиков

Домашний педсовет семьи Якуповых:

филолог, историк и учителя иностранного языка

Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица!

К. Г. Якупова трудится учителем русского языка и литературы в филиале МАОУ "Азигуловская СОШ" - "Усть - Манчажская ООШ". Пообщавшись с ней, я прихожу к выводу, что школа для нее - не просто место работы, а дело, которое ближе всего к сердцу: трудное, но вне которого она не мыслит своей жизни.

филолог, историк и учителя иностранного языка Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица! К. Г.

Клара Гайсовна родилась в 1961 году в д. Озерки Красноуфимского района. Воспитывалась в многодетной семье и была третьей по счету из пяти детей: четырех сестер и одного брата. Детство вспоминает с особой теплотой - родители сумели окружить детей заботой, а на примере своих нежных и трогательных отношений, преподнесли ценный урок любви.

Папа, Гайса Магамурович, был интеллигентным и начитанным человеком. Разбирался в естественных науках, любил географию и астрономию. Изобрел устройство по типу ветреной мельницы, чтобы вырабатывать электричество. Имел превосходные плотницкие способности - мастерил из дерева наличники и игрушки.

Мама Гатия трудилась на МТФ дояркой. Уходила на ферму в пять утра. Ребятишки сами управлялись со скотиной: доили корову, выгоняли в табун, чистили конюшни. Да и все обязанности по дому распределяли между собой. Кто- то топил печи, готовил обед, кто - то полол грядки, пас скот по вечерам…

Клара училась хорошо. Особенными людьми ей казались учителя иностранного языка - проводники в большой мир, где существуют разные страны, поэтому она любила немецкий язык, впрочем, как и русский. Учительница русского языка Н. М. Айсина хвалила ее сочинения и отмечала организаторские способности, что повлияло на выбор будущей профессии.

Клара и в семье считалась самой пробивной и деятельной. Когда необходимо было что - то попросить у соседей, мама отправляла именно ее, зная, что дочка легко найдет общий язык и сможет уладить все вопросы.

Окончив школу, поступила в Красноуфимское педучилище на отделение начальных классов. Тут же, только на худграфе, училась старшая сестра Венера, которая и помогала, и опекала Клару. Студенческие годы запомнились лыжными гонками, первомайскими демонстрациями, а еще тематическими вечерами, на которые приходили мальчишки из совхоза - техникума. Молоденькие учительницы ходили с ними в кино и на танцы.

Практику Клара проходила в родной Сызгинской школе (училась в ней с пятого класса), туда же получила распределение. Два года проработала в младших классах, а затем, когда ушла на заслуженный отдых учительница русского языка и литературы, Клару Гайсовну поставили на ее место. По этой же причине был выбран филфак при поступлении в Свердловский пединститут, где она училась на заочном отделении. Хотя изначально ей хотелось учиться на факультете иностранных языков или математики. Но свыклась, и во время сессий все дни напролет проводила в библиотеке им. Белинского, открывая для себя огромный мир прекрасной и удивительной литературы.

Педагогическая поэма длиною 24 часа в сутки

Однажды в Озерки, где проходил Сабантуй, приехал с друзьями Рохбат Якупов, которого Клара знала ещё по студенческим годам. Тогда в Красноуфимске он учился в совхоз - техникуме на техника - механика. Они частенько встречались и проводили время в одной компании. В один день получили дипломы и, встретившись на автовокзале, распрощались - каждый отправился в свою сторону. Рохбат звал девушку к себе на проводы в армию, но Клара не поехала. И теперь при встрече всколыхнулись былые чувства.

А вскоре Клара поехала погостить к родной тетке в д. Усть - Манчаж, где и проживал Рохбат. И там неожиданно вновь повстречалась с другом юности. Теперь уже молодые люди поняли, что судьба не случайно дарит им встречи. В 1988 году состоялась свадьба, и Клара Гайсовна переехала жить к мужу.

Рохбат Нуриахматович родился в 1961 году в д. Усть - Манчаже. В семье было семь детей, поэтому жили скоромно. Рохбат мечтал стать хирургом, но, окончив с отличием школу, поступил в Красноуфимский совхоз - техником - в медучилище не предоставляли общежитие. Отслужив в армии, вернулся в родную деревню и был назначен бригадиром кормовой бригады. Вступил в партию, был избран депутатом сельского Совета.

Клара Гайсовна в Усть - Манчажской школе начала преподавать русский язык и литературу, а потом и немецкий язык - не было учителя иностранного языка.

- Вот тут и сбылась моя мечта, - рассказывает Клара Гайсовна, - начала вести уроки немецкого языка. Я сказала себе: "Справлюсь!" Самостоятельно изучала немецкий и английский языки, чтобы иметь багаж знаний и делилась им с учениками. Мы с ребятами участвовали в олимпиадах и имели неплохие результаты. Потом на какое - то время меня заменила дочь Алина Рохбатовна, учительница английского языка.

Супруги Якуповы воспитали три дочери: Зульфию, Лиану и Алину. Две последние пошли по стопам родителей, став педагогами. Дело в том, что в 1988 году в школе освободилась вакансия физрука, и директор М. З. Хусаинов предложил Кларе Гайсовне убедить мужа занять эту должность.

- Мы в то время держали много скотины, - делится Клара Гайсовна, - а совхозникам выделяли комбикорм, сено, солому. И я считала, что Рохбату выгоднее работать в сельском хозяйстве. Но он, как, ни странно, легко согласился на предложение и стал физруком. Более того, поехал поступать в Нижнетагильский пединститут на факультет истории и обществознания. Я успокаивала себя, мол, не сдаст вступительные экзамены - время с момента окончания учебы прошло много, все забыл. И вот Рохбат возвращается: "Я сдал на "четыре" и "пять"!" Тут уж я обрадовалась, испытала за него чувство гордости и смирилась с его решением. И с того момента мы вместе 24 часа в сутки!

- Помимо преподавательской деятельности, - продолжает учительница, - я 15 лет отработала завучем. Домой возвращалась поздним вечером - отчеты, поурочные планы, воспитательная работа, мероприятия… А коль и супруг - педагог, то и в семье постоянно обсуждались рабочие моменты. А еще у нас в школе в то время была развита учительская художественная самодеятельность. Мы ставили спектакли, организовывали концерты, на которых Рохбат Нуриахматович пел.

Научиться любить и научить любить других

Немецкий педагог Ф. А. Дистервег утверждал: "Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований". Вот так и Клара Гайсовна, понимая, что ее личный пример - могучий фактор влияния на учеников, всегда стремилась к нравственным ценностям, была правдива и требовательна.

- Я люблю детей, люблю свою профессию, - признается Клара Гайсовна, - но порой бываю слишком прямолинейна и принципиальна, отстаивая свои позиции. Я и дочерей воспитывала в строгости.

Как- то, зайдя в купе пассажирского вагона, Клара Гайсовна, без задней мысли, громко поздоровалась с попутчиками и тоном, не приемлющим возражений, твердо произнесла: "Так!" Все притихли, а потом рассмеялись: "Видимо, учительница!"

- А вот Рохбат Нуриахматович, - продолжает женщина, - в нашей семье - солнышко. К дочерям он обращается: "Мои золотые девочки!" В нем столько теплоты и нежности, что на всех нас хватает. А для меня нет ближе и родней человека!

Помню, как молодой девчонкой вошла в его семью - мы восемь лет жили вместе со свекровью Мансурой. Рохбат мудро выстраивал отношения между двумя женщинами: " Я вас люблю обеих, поэтому любите и вы друг друга". И я училась любить! Все беды в семье происходят от неумения любить: уважать, жалеть, беречь, быть ответственным.

Сейчас у нас подрастают внуки: Олеся, Милена, Данил, Динар, Амелия - всех любим! Главное, чтобы эта любовь проросла в их сердечках самым лучшим, что есть в людях. Мы часто собираемся вместе. Дочери помогают мне: весной - сажаем цветы во дворе и палисаднике; летом - ходим за ягодами, варим варенье; осенью - убираем урожай, делаем заготовки на зиму. Любим вместе выбираться на природу. Во всем стоим друг за друга горой!

Мне вспоминается высказывание Императрицы Александры Федоровны:

- Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах.

В жизни Якуповых семья и педагогическая деятельность стали неразрывным и единым уроком любви. Ведь любовь родителей и любовь педагогов имеет одну цель - воспитать хороших людей.

Татьяна Костырева

2022 г