Обзор образовательных систем и почему мы выбрали для сына IB
Последние несколько лет родители всё чаще сознательно ищут для ребёнка школу, не довольствуясь опцией ближайшей школы по месту жительства. Для моих читателей не секрет, что для своего сына мы выбрали IB-систему. Я часто получаю вопрос «Почему?» Отвечу в этой статье, заодно убью двух зайцев, сделаю краткий обзор имеющихся систем. Обзор и правда будет постыдно кратким, по этой теме можно написать тысячи страниц, да они и написаны как про каждую систему отдельно, так и сравнительные анализы. Я потратила на изучение различных мировых образовательных моделей последние 10 лет и поделюсь сейчас самой верхушкой айсберга. Предвижу, что те, кто в теме, меня уличат в том, что не упомянула чего-то. Но задача нетривиальная, коротко в режиме Дзен пробежаться по образовательным системам по верхам.
Итак, в мире сейчас насчитывается более 200 образовательных моделей. Только в России моделей, созданных российскими специалистами, около десятка. Вот, например, модели для «началки».
Традиционные:
Школа России
Перспектива
Гармония
Начальная школа XXI века
Перспективная начальная школа
Школа 2100
Школа 2000
Планета знаний
Развивающие:
Система Л. В. Занкова
Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
Возможно, ещё какие-то появились
Заодно приведу краткое сравнение традиционных и развивающих систем, принятое среди экспертов в сфере образования:
Это про рождённые в России системы. Важно — именно рождённые. Ведь в России есть, к примеру, Монтессори и Вальдорфская системы, и даже система Summerhill, но мы сейчас говорили именно о рождённых в России системах. Хотя скажу по секрету, все в мире друг у друга списывают, ничего совсем уж рождённого в одной стране нет. А ещё все мировые психологи и педагоги активно списывали и продолжают списывать у Выготского.
Мне, кстати, безумно грустно, что принципы, описанные этим учёным, так активно используются в других странах, часто это именно страны, входящие в ТОП по рейтингу PISA, а на родине великого психолога в массовой школе всё устроено, скорее, вопреки Выготскому, чем по нему. Ну, это было лирическое печальное отступление, вернёмся к теме.
А теперь перефокусируем нашу линзу с России на мир в целом. Напомню, в России было создано и работает около десятка образовательных моделей, всего же в мире их насчитывается несколько сотен. Их создают страны и за основу берут ответ на вопрос — что должны знать и уметь граждане данной страны. Также их создают организации или коллаборации организаций. Наконец, учёные, энтузиасты, авторы, вот как наш Занков, например.
Наиболее значимыми в мире считаются четыре модели. Коротко скажу о каждой.
1. Модель IB или модель международного бакалавриата. Модель была создана в 1960-х с целью унифицирования образовательных программ в посольских школах. Является самой распространенной системой международных школ с очень строгим процессом аккредитации и огромным исследовательским центром, постоянно дополняющим модель на основе современных исследований. Школьный диплом IB признаётся всеми ведущими вузами мира. Именно её мы выбрали для старшего сына, поэтому о ней ниже расскажу более подробно. С ней знакома не только как теоретик, но как пользователь.
2. Модель Партнёрства 21 века. Это ассоциация различных исследовательских центров, компаний и учёных, созданная в 2006 году. Активное участие принимали Google, Apple и другие резиденты долины. В данной модели впервые выделяется набор из 4х ключевых навыков, известных как 4К (критическое мышление, креативность, кооперация, коммуникация). Именно отсюда в Российском ФГОС появились 4К, которые, к сожалению, пока только упомянуты в нашем стандарте, но прицельно в массовой школе не развиваются, не оцениваются и не мониторятся.
3. Модель Всемирного экономического форума. Появилась в процессе одного из исследований Всемирного банка рынка рабочей силы и прогноза по необходимым для успешной профессиональной реализации знаниям, навыкам и качествам потенциального сотрудника. Часто упоминается в инфопространстве в сфере бизнеса.
4. Модель Глобальных компетенций PISA. Создана Организацией Стран Содружества и Развития (OECD). Данная организация — самый влиятельный на сегодня центр, каждые 3 года анализирующий уровень образования в мире через тестирование школьников разных стран. На эту аналитику ссылаются министры образования во всём мире. Повышение среднего балла по результатам этого исследования — важный показатель результатов образовательных реформ в стране. Стоит отметить, что по показателям компетенций PISA результаты России снизились с 2015 по 2018 год. В 2022 году Россия вышла из стран, в которых исследование PISA будет проводиться, поэтому нашу динамику дальше мы пока не узнаем.
Что эти четыре модели объединяет? В них во всех определено, какие компетенции (иногда переводят, как «навыки»), грамотности и личностные качества необходимо развивать в школе, чтобы по выпуску дети могли быть конкурентоспособными на мировом рынке труда. И во всех четырёх моделях эти требования примерно одинаковые с небольшими отклонениями. Хотите знать, какие это требования? Мне очень нравится, как в одной схеме их объединяет эксперт в сфере образования, Полина Мальцева. Вот они:
В России модели Партнёрство XXI века, Всемирного экономического форума или PISA не особо распространены в школах. А вот школы, аккредитованные по IB (системе международного бакалавриата) представлены в РФ. Но! Если вы решите выбрать именно такую школу, будьте внимательны. Есть школы, которые заявляют, что работают по программам IB, но при этом они не аккредитованы организацией IB. Процесс аккредитации очень сложный и жёсткий, его нужно подтверждать каждые несколько лет (коррупция не работает, к сожалению), причём сертификацию проходят в том числе учителя. Педагог не может просто прийти с рынка труда и устроиться работать в IB-школу, он должен пройти отдельное обучение и сертифицироваться. Так вот, убедитесь, что школа, которую вы выбрали, именно аккредитована, это можно проверить вот тут, на сайте. Ещё бывают школы, в которых аккредитована только старшая школа, что соответствует российским 10 и 11 классам, при этом младшая школа и средняя не аккредитованы, но дети учатся по IB-программам. Это уже некритично, в конечном счёте, школа всё равно готовит ребёнка к международным экзаменам и заинтересована в том, чтобы сделать это хорошо.
Почему мы выбрали IB?
1. Модель признана во всём мире, практически все ведущие мировые вузы принимают IB-диплом, в том числе ведущие российские вузы. То есть, если семья не понимает, пойдёт ребёнок учиться в российский вуз или не в российский, то можно, конечно, в 10-11 классах заморочиться и получать сразу два диплома (в нашей школе некоторые так делают, хотя это жесть), но можно и не заморачиваться. Ведущие российские вузы тоже принимают IB ... пока, что дальше — посмотрим.
2. Про IB важно понимать, что она локализуется под ту страну, в которой работает конкретная школа. То есть школы IB в России в качестве содержания образования берут именно российское содержание. Дети не пройдут меньше, чем в российской школе. Шире — точно, да, больше — могут, но никак не меньше.
3. Мне очень нравится профиль ученика, который развивают школы IB. Вот он на схеме:
Важно. Это не просто красивая картинка, каждый из этих критериев школа, действительно прицельно развивает, а значит, мониторит и оценивает. В конце каждого триместра дети получают обратную связь по этим характеристикам, проводят самооценку, ставят цели — над какими критериями из этого профиля они будут работать в следующем триместре, потом снова получают обратную связь.
4. У каждого предмета также есть по 4 критерия, по которым дети получают оценки. Например, история. Здесь недостаточно знать наизусть даты, имена и цепочку событий. Это будет лишь один из 4 критериев. Он звучит так Knowing and understanding, то есть знание и понимание. В этом критерии оценивается знание фактов, дат, фамилий. Но есть ещё три критерия: Investigating (умение проводить анализ), Communicating (Навыки коммуникации, так как на уроках очень много дебатов, аргументаций), Thinking critically (Критическое мышление). Или, например, вот такие критерии по математике: Knowing and understanding, то есть опять же жёсткие знания и умения, Investigating patterns (Исследование закономерностей), Communicating (да, не удивляйтесь, и на математике много дебатов, аргументаций, отстаивания точек зрения), Applying mathematics in real-life context (Применение математики в реальной жизни, то, чего мне не хватало в нашей прошлой российской школе).
Кстати. Иногда слышу от родителей такое: «Ну да, может, IB и развивает кучу компетенций, грамотностей и личностных качеств, но по жёстким знаниям в российской школе всё сильнее. И это очевидно по олимпиадам». Тут важно вот что понимать. Во-первых, по олимпиадам всё совсем не очевидно, IB-школы в принципе не считают олимпиады особо важным критерием, они против натаскивания. Во-вторых, под каким углом обзора смотреть. Если видеть школу исключительно, как место для получения знаний, то IB вам точно не подходит. Если же важно за 10 лет в ребёнке разносторонне развить компетенции и личностные качества, а не только грамотности, то в большинстве российских школ (хоть и не везде!) это придётся родителям добивать отдельно через кружки и другими способами. В-третьих, наш конкретный сын после перехода из рейтинговой школы в IB-школу какое-то время с новым учителем дотягивал пробелы в математике, оказалось в прошлой школе по программе некоторые темы ещё не проходили. Так что всё условно.
5. Отдельно отмечу про субъектность ученика в системе IB. Почему-то не вижу этого ни в профиле ученика, ни в критериях по предметам, возможно, это заморочка конкретно нашей школы. Прицельно в детях развивается субъектность, самостоятельность, ответственность. Это было главной ломкой для нашего сына. Первый триместр он просто «профукал». Привык, что, если что-то не так в успеваемости, школа сообщает родителям, родители реагируют. А тут всё сам, всё сам. И родителям настоятельно рекомендуют не лезть в учебный процесс. Нет, если вам безумно интересно, с вами поговорят, дадут обратную связь, все расскажут, но какого-то специального родительского воздействия никто не ждёт и не приветствует. Ребёнок сам следит за своими успехами, сам подходит к учителям, они сами ему предлагают консультации, если видят, что где-то просел, сами с ним договариваются о пересдачах.
Подробнее про IB-систему можно почитать тут.
Я, как пользователь, могу ответить на вопросы от лица родителя )))
PS сразу хочу предупредить. В последнее время наблюдается весеннее обострение, в комментарии иногда приходят люди, которые пишут, что я предатель или агент госдепа или финансируюсь Соресом, просто потому что (дальше привожу реальные жалобы) в статье упомянуты только нерусские сказки (Карлсон, Гадкий утёнок, например), или в статье упомянуты западные исследования, а не русские (пардон, 90% исследовательской базы в мире западные) и другое мракобесие. Если вы человек рефлексирующий, вам реально интересно разобраться в образовательных системах и узнать наш семейный опыт, сразу прощу прощения за эти проявления человеческой глупости. Удалять нет ни времени, ни желания.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.
Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.