Сколько талантливых людей в России! Изучаешь судьбу гениев - и диву даешься, как несмотря на все трудности и, зачастую, полную нищету, иногда непонимание и неприятие творчества, им удавалось творить. Может быть, так происходит во всем мире, но столько талантов, сколько у нас, не встретишь ни в одной стране. Сегодня мы познакомимся поближе с творчеством прекрасного русского художника Василия Максимовича Максимова.
Он родился в семье крестьян. Его родители - были единственными образованными людьми в их деревне. Но они очень рано покинули этот мир. Когда мальчику было шесть лет, умер его отец, а в десять лет он пережил смерть матери. Читатель уже понял, что жизнь мальчика сложится не сладко... Но родители к этому моменту уже научили сына читать и писать. Но любимым увлечением мальчика стало рисование. Но путь к его мечте оказался очень сложным. После смерти супруга, мама мальчика, вероятно, чувствуя приближение своей кончины, отправила сына в монастырь... Это был единственный шанс выжить в суровой России. О каком-то образовании в монастыре можно было забыть... Конечно, кроме пения и чтения церковных книг.... Он убежал из монастыря и в Петербурге устроился на работу к художнику Пошехонову. Пошехонов занимался написанием икон, был очень требовательным. Но работа и учеба в школе не заладилась. В мастерской Василий был шокирован обращением с учениками и убежал. В другой мастерской, у Ярыгина, оказалось не лучше. Художник запрещал ученику читать, сжигал книги. Приходилось терпеть, идти было некуда.... Юноша еще мечтал о настоящем художественном образовании. Ему выпал шанс после двух лет работы поступить в школу живописи при Петербургском Технологическом институте. Но цель была - Академия художеств. Юноша без устали работал, писал иконы, портреты, пейзажи на продажу. Шаг за шагом он шел к мечте. Холодной осенью 1862 года он успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. Он получил за рисунок отличную оценку. Так он стал вольнослушателем в Академии. А вольнослушателем без стипендии из-за того, что не имел открепления от своей деревни... Но мечта начала сбываться! Для художника настало время стремительных успехов.
Художник обращается к воспроизведению русской жизни. Зная все тяготы жизни простых людей, их быт, страхи и обычаи, художник пишет очень красивые картины. Он ищет прекрасное в реальной, иногда очень неприглядной, действительности крестьянского быта. Картины нравятся людям, появляются деньги, и он решается жениться. Он становится счастливым семьянином. Работы у него много, он вступает в содружество передвижников и приобретает еще большую известность благодаря своим необычным и очень душевным картинам из сельской жизни. В деревне он был принят за своего. У него был очень большой авторитет - к нему часто обращались крестьяне по разным проблемам за советом. Он жил в деревянной избе, носил русскую вышитую рубашку, шаровары.
Но жизнь в деревне постепенно привела к истощению его как художника. Наступали периоды, когда он не брался за кисть и краски долгие месяцы. Он зачастил в Петербург. Мода на сцены сельской жизни постепенно прошла и картины стали плохо продаваться. Семья художника пользовалась поддержкой Третьякова, а самому художнику приходилось писать копии со своих же известных картин для продажи.
В 1885 году, когда после смерти матери жены, семье достается в наследство усадьба недалеко от родной деревни художника. Огромный опустевший дом и пристройки были наполнены предметами былой роскоши, были даже роскошные кареты. Художнику на тот момент было 45 лет. Проникнувшись атмосферой былого величия в 1888 года художник задумывает одну из самых известных своих картин. Вы ее наверняка видели. Он назовет ее «Всё в прошлом». Эта картина имела большой успех и ее выкупил Третьяков.
Следующие двадцать лет были годами постепенного творческого угасания художника, он тяжело переживает свою невостребованность, часто впадает в депрессию. Новых картин он почти не пишет. Только копирует уже известные. Авторских копий картины «Всё в прошлом» эксперты насчитали сорок две, а другие картины он повторял по пять-семь раз.
Последней выставкой для художника станет экспозиция картин передвижников 1906 года. Последней его картиной будет «Прощёное воскресение» 1910 года... Ее он закончить не успеет. Умер художник в 1911 году в Петербурге, в комнате, которую снимал. Ему было 67 лет.
Его картины продолжают радовать своего зрителя. Они заставляют задумываться о жизни, о ее ценностях. В них чувствуется невероятная любовь к Родине, к людям. Он умел заглянуть в душу зрителю. Такая невероятная трепетная и взволнованная душевность, человечность, доброта продолжает жить в его картинах!
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что Вам понравилась статья. Ставьте лайк, подписывайтесь. Впереди нас ждет еще много интересного. Ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком! До встречи.