– Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.
Так жаловался сын французского негоцианта, русский в душе художник Франц Рубо, запечатлевший Бородинское сражение на живописном полотне длиною 113 (!) метров. Близилось столетие Бородина (1912 год), Рубо хотел изобразить успешную атаку русской армии.
Однако перед Первой мировой войной Франция была стратегическим союзником России, поэтому художника просили написать что-нибудь менее взрывоопасное и провокационное, то есть оборону. Начались разговоры: мол, полотно прославило успех не русских, а французов.
Павильон на Чистых прудах
Рубо работал в Мюнхене со штатом из шести помощников-художников, а консультировал его генерал Колюбакин (крупный военный историк). Как только дописали панораму в 15 метров высотой и 36 – диаметром, пришлось озаботиться помещением. Выстроить к юбилею дом из камня не успели бы, поэтому нашли пустующий участок на Чистопрудном бульваре и поставили временный павильон. Во времена Бородина тут находился пруд при усадьбе Пашковых…
Музей из дерева построили в три месяца: проект создал военный инженер и архитектор Павел Воронцов-Вельяминов, каркасный купол рассчитал инженер Израилович. Над входом распростер крылья имперский орел с двумя надписями: 1812 и 1912. 29 августа года Николай II и дочери открыли Бородинскую панораму. В течение двух лет в музее побывало 150 тысяч человек.
Несколько лет огромный купол отражался в водах Чистого пруда – выглядело это экзотически. Бульвар получил интересную архитектурную доминанту. Конечно, следовало здесь же перестроить в камне деревянный павильон, но началась война, а потом революция. Купол начал протекать. В 1917 году музей стал электромеханической школой и местом для митингов, в 1918 его снесли. Патриотизм утратил актуальность лет на двадцать.
Приключения картины
Все это время свернутая панорама провалялась в сырости: в сарае, в недостроенном соборе или просто у стены Донского монастыря. Бесценная картина попросту сгнила, пропала половина изображения, и комиссия во главе с Игорем Грабарем пришла к выводу: отреставрировать работу Рубо невозможно (1939 год).
И все-таки после войны группа художников во главе с Павлом Кориным восстановила панораму, пририсовав эпизод с раненым Багратионом. Впрочем, в Москве еще не было музея, чтобы ее экспонировать, так что картину извлекли из запасника лишь в 1962 году. Для этого построили «стекляшку» на Кутузовском проспекте.
На этом приключенья горемычной панорамы не окончились: после воды она страдала от огня. В 1967 году делегация китайских хунвэйбинов (!) облила картину самовоспламеняющейся жидкостью. В этот момент противопожарная система не работала, а сторож хряпнул рюмку и лег спать. Две трети полотна обратилось в пепел.
Однако художники из студии Грекова лишь за два месяца смогли восстановить все по немецким цветным слайдам. Даже искусствоведы не смогли теперь понять, где начинается труд реставраторов и завершается то, что осталось от написанного кистью самого Рубо.
Дом на месте Бородинского павильона
На месте Чистопрудного музея в 1925-27 годах воздвигли дом Кожсиндиката(№12Ас1). Архитектором был студент Алексей Голубев, еще не получивший «корочку» из ВХУТЕМАСа, а инженером – Израилович: тот самый, кто построил купол деревянного музея.
Здание выглядит приветливее многих своих собратьев в стиле грозного конструктивизма. Форма фасада, в виде буквы «п», позволила избежать монотонности. Строили из нового для тех времен материала, и архитектор вывел наружу железобетонный каркас, визуально облегчив здание. Так любят модернисты-архитекторы, у них в цене «тектоническая правдивость» фасада. Голубев выделил этот каркас особым цветом, как делали на севере Европы строители фахверковых домов.
По изменившейся высоте окон можно понять, где начиналась жилая часть здания. Три нижних этажа занимали конторы синдиката, три верхних – квартиры гостиничного типа для его сотрудников. Седьмой этаж надстроили лишь в 1948 году. Однако он внезапно появляется уже в 1929 году на известной картине Сергея Маркина «Окно на Чистые пруды». Художник написал пейзаж из своего окна в доме 19.
Когда произошел крах нэпа, дом кожного синдиката занял Наркомат легкой промышленности, после войны – Министерство хлебопродуктов и Министерство заготовок. Здание полностью утратило жилую функцию.
В 1989 году здесь появился Центр кино и телевидения для детей и юношества во главе с Роланом Быковым. Когда актер ушел из жизни, открыли кинотеатр «Ролан». В 2021 году он был закрыт и выставлен на торги.
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!
#чистые пруды #москва #история #история москвы #музеи #картины #искусство #архитектура #интересные факты #1812 год