Встречи с читателями - очень энергозатратная штука. Но если вам повезет, и вы попадете в откликающуюся аудиторию, то не только отдадите свою энергию и знания, но и много получите взамен – позитивной энергии, обнимашек от людей, с которыми еще час назад не были знаком, а тут они: «О, у вас еще одна встреча сегодня? Где? Мы идем и туда тоже! – и почти шепотом: – Мы в вас влюбились!». Это приключилось со мной в Бресте.
Честно говоря, я волновалась: разве кто-то придет на встречу в библиотеку в будний день в 12.00? Но директор Центральной городской библиотеки им.А.С.Пушкина Светлана Городецкая заверила: «Не сомневайтесь, придут!». Я сомневалась, но она знала точно. И они пришли! Активные женщины (потому что, как это были практически только женщины, а из двух мужчин в зале один был моим мужем), которым все интересно, которые внимательно слушают, с энтузиазмом участвуют в викторине, задают множество вопросов. Не аудитория, а праздник для любого писателя!
Теперь они хотят, чтобы я рассказала им не только про Китай, но и про «Исторические прогулки с Франциском Скориной» (в Бресте есть набережная его имени) и еще про «Без «железного занавеса». И знаете что? Если меня еще раз позовут в Брест, я с удовольствием приеду. Потому что и город, и люди в нем чудесные.
Вторая встреча прошла совсем в другой атмосфере. Но я это и раньше заметила: если в аудитории собирается школьная или студенческая молодежь, да еще если это происходит по указанию учителей – все, обмена энергией не будет, будут только затраты. Но и это нужно.
В Брестской хореографической школе я презентовала книгу «Феномен Валентина Елизарьева». Кто такой Елизарьев, знают все (лес поднятых рук в ответ на мой вопрос). На вопрос, кто видел его балеты – неловкое молчание, глаза в пол и ни одной руки. Упс. Как такое может быть? Почему ни родители, ни школа не возят детей в Минск, чтобы они увидели спектакли, которые и есть белорусский балет сегодня? Тайна для меня. Но мы уже договорились с Валентином Николаевичем: когда школа организует поездку (а директор школы идее обрадовалась и сказала, что организует обязательно), и места для учеников найдут, и театр покажут. Не хочу думать, что дело только в моей активности. Но не знаю, в чем еще.
В молчащей аудитории говорит трудно, потому что не понимаешь: им интересно то, что ты говоришь? Когда мы со Светланой Городецкой развернули саму книгу на фотографии со сценой из «Кармен-сюиты» (там в партии Кармен Марина Вежновец), по залу пронесся вздох: «О!». Значит, все-таки интересно. И дальше мы – фотография за фотографией – рассказывали и показывали: «А вот это Денис Климук, он брестчанин, как и вы, учился здесь, потом в Минске, это он стоит Аполлоном на фронтоне нашего театра». «О!», – еще один вздох. Ни одного вопроса. Неужели не интересно? Исходя из прежнего опыта встреч в подобных аудиториях – не в этом дело. А, скорее, в том, что у детей и молодежи отсутствует (а учителя не вырабатывают) навык задавать вопросы незнакомому человеку, даже если эти вопросы есть, а человек (я в данном случае) буквально умоляет спрашивать. Есть неловкость, страх показаться не слишком умным, страх, что учитель потом поругает за глупый вопрос.
Зато прекрасные дамы в библиотеке возрастом моего и старше не бояться показаться глупыми или незнающими. Они уже ничего не боятся, они хотят успеть. Они жаждут нового – знаний, людей, мыслей, фотографий. И это делает их (нас) такими живыми. Подростки и молодежь знают, что у них вся жизнь впереди, мы знаем, что уже не вся. И нам надо спешить.
Спасибо, Брест, за встречи! С удовольствием приеду снова.
Впечатления о городе и спектакле «Я танцую как дебил» - чуть позже: еще перевариваю.