После возведения стен Илиона Лаомедонт отказался наградить Аполлона и Посейдона. Недовольные боги ушли с проклятиями, но повелитель Трои не испугался их и даже обещал им отрезать уши. Боги наслали на город морское чудовище, которое стало похищать людей, живущих на равнине. От прорицателя стало известно, что избавление от бедствий наступит только после того, как Лаомедонт отдаст свою дочь Гесиону на съедение чудовищу. Повелитель Илиона оказался в трудном положении. Но у стен города появился Геракл, возвращавшийся после похода за поясом Ипполиты, и, узнав о происходящем, обещал спасти дочь царя, если Лаомедонт отдаст ему ...коней Зевса, а вовсе не девушку, как могли подумать любители романтических историй. Многие исследователи видели в спасении Гесионы Гераклом наличие в мифах бродячего сказочного сюжета о спасении попавшей в беду или в плен царевны странствующим рыцарем... Лаомедонт согласился на условия Геракла, и герой убил чудовище. Но повелитель Илиона обманул его, и сын Амфитриона отплыл на своём корабле, обещая вернуться и отомстить коварному обманщику. Вряд ли эти угрозы простого смертного напугали Лаомедонта, ведь он не побоялся обмануть даже богов, оставив их без вознаграждения. Прочтём полностью рассказ Аполлодора и выясним, какое отношение к этим событиям имеют Аполлон и Посейдон, почему Лаомедонт вынужден отдать Гесиону на съедение морскому чудовищу и что собой представляет это чудовище, питающееся молодыми девушками царского рода...
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II: "Случилось тогда, что город этот постигло несчастье, которое было следствием гнева богов Аполлона и Посейдона. Эти боги, желая испытать нечестие Лаомедонта, уподобились людям и нанялись за плату окружить стенами Пергам. Но когда они построили стены, Лаомедонт им платы не отдал. За это Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон — морское чудовище, приносимое приливом и похищавшее всех встречавшихся на равнине людей. Когда было получено предсказание, что избавление от бедствий наступит только после того, как Лаомедонт отдаст свою дочь Гесиону на съедение чудовищу, он привязал ее к прибрежным скалам. Геракл, увидев девушку выставленной на съедение, заявил, что спасет ее, если Лаомедонт отдаст ему коней, полученных от Зевса в качестве выкупа за похищенного Ганимеда. Лаомедонт обещал отдать, и тогда Геракл убил чудовище и спас Гесиону. Но Лаомедонт не пожелал отдать условленную плату, и Геракл, пригрозив, что отправится на Трою войной, отплыл из-под Трои".
Служба Аполлона и Посейдона у Лаомедонта стала наказанием для них за бунт против Зевса. Эти события были рассмотрены ранее: "Заговор богов. Мятеж на Олимпе" и "Лаомедонт против Аполлона и Посейдон. Им предшествовал договор между Зевсом и Троем. По условиям этого договора Трой приобретал от Зевса корабли ("коней Зевса") в аренду на много лет, а царь богов получал часть доходов повелителей Илиона. Гарантией поступления платежей становился Ганимед - заложник Зевса. Лаомедонт отказался платить дань Аполлону и Посейдону после возведения стен Трои. Возможно, именно в это время умер Ганимед, что и стало причиной отказа от выплаты дани. Недовольные таким решением повелителя Илиона Аполлон и Посейдон решили отомстить и снарядили экспедицию, которая принялась грабить побережье Троады. В этом секрет появления на равнине возле Трои морского чудовища (по существу это был обычный пиратский корабль, так сказать "морской дьявол" античности). Боги принялись шантажировать Лаомедонта и потребовали в заложницы (или в наложницы?) Гесиону. А чтобы сделать царя Илиона более сговорчивым, они и выслали пиратский корабль для грабежа мирного населения равнины.
Нашествие "морского чудовища" посланного богами, снова ставит Лаомедонта в положение выбора между меньшим и большим злом: или отдать в заложницы Гесиону и платить регулярную дань шантажистам или согласиться на то, что грабежи и похищения жителей его страны не прекратятся. Это был ультиматум богов правителю Илиона. Как раз в это время в Илион приплыл Геракл на своём корабле. Словно сама судьба решила прийти на помощь повелителю Илиона. Лаомедонт решил воспользоваться предоставившейся возможностью для решения проблемы и вступил в переговоры с ним. Но теперь уже сын Амфитриона потребовал коней Зевса за спасение Гесионы. Действовал ли он от себя или в чьих-то интересах? Неизвестно. В любом случае торг идёт из-за выгоды. Лаомедонт оказался в безвыходном положении и согласился с условиями Геракла заранее зная, что свои обязательства он не выполнит. Обман в торговле во все времена является почти нормой.
В условленном месте, куда люди Лаомедонта должны были привести Гесиону для передачи её на "съедение морскому чудовищу", Геракл устраивает засаду. И когда воины, посланные богами приблизились к месту передачи заложницы (где ты, Голливуд?) люди Геракла нападают на них и убивают. Сын Амфитриона выполнил свою часть задачи. Но пока шёл бой, люди Лаомедонта с Гесионой скрылись под защиту стен Илиона. Разъярённый Геракл остаётся ни с чем. Ни "коней Зевса" тебе, ни прекрасной невесты! Ищи ветра в открытом море. Морские корабли - "кони Зевса" - слишком ценное имущество, чтобы с ним мог расстаться жадный и коварный правитель Илиона. Это те самые "морские кони" (корабли"), о которых шла речь ранее в "Ганимед - заложник Зевса". Гигин в "Мифах" так описывает эту ситуацию: "Геркулес и Теламон, направлявшиеся с аргонавтами в Колхиду, оказались там и убили чудовище, а Гесиону вернули отцу, заключив договор, что, когда они будут возвращаться, то увезут с собой на родину её, а также коней, которые могли скакать по воде или по верхушкам колосьев". Несомненно, кони, скачущие по воде, - это "морские кони", то есть корабли.