Ошибка — это плохо, ужасно, кошмарно! Мы с раннего возраста слышим об ошибках как о чем-то невероятно деструктивном. Но почему? Что плохого в ошибке самой по себе? (Не будем обращаться к фатализму и говорить о некомпетентных работниках) Давайте разбираться. Во-первых, определение. Ошибка — непреднамеренное действие, меняющее конечный результат. Вся суть кроется именно результате. Несмотря на то, что чаще всего, в моменте, ошибка несет в себе негативные последствия, негативный окрас мы создаем сами. С детства ошибки ассоциируются у нас с чем-то отрицательным. За счет этого у нас голове закладывается паттерн “результат отличный от ожидаемого — плохо”. И такое уравнивание переносится на все отрасли нашей жизни. В результате мы начинаем бояться, порой паниковать, так как не хотим сделать что-то иначе. Не так как нам кажется верным.
Как проявляется страх ошибки? Самый явный паттерн — пассивная позиция, избегание. Нам неосознанно импонирует такая стратегия как “не ошибается тот — кто ничего не делает”. Да и вообще нам намного проще обращаться с уже имеющимся “списком” умений и знаний. Комфорт никто не отменял. (Наш мозг очень ленивый, помним) Плюсом, как было написано выше, нам с детства преподносят ошибку как что-то из ряда вон негативное. В связи с этим, мы чаще рассматриваем результат, отличный от ожидаемого, под негативным углом. Говоря проще, мы забываем о таких аспектах ошибок как, например, опыт, потому что подсознательно боимся осуждения и наказания.
Эти “базовые” установки часто работают в связке с другими аспектами нашей личности, провоцируя этот самый страх. Поговорим о некоторых из них:
Неадекватные, завышенные требования к себе. Имея завышенные требования к себе и своим действиям, человек боится не соответствовать определенному эталону, который, скорее всего, выдумал себе сам. Имея высокие требования к себе, мы подсознательно хотим получить высокую оценку от окружающих нас людей. В случае несоответствия результата ожиданиям или в случае явного неуспеха, люди с завышенными требованиями к самим себе попросту начнут считать себя
Недооценка своих возможностей. Причины недооценки своих возможностей могут крыться как в заниженной самооценке в принципе, так и в ощущении недостатка опыта. Почему формируется заниженная самооценка? Это может следствием как недостаточной заботы, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, ибо формирует наученную беспомощность. Что это? Наученная беспомощность — это привитая пассивная позиция в отношении большинства дел. То есть, в детстве за человека многое делали родители, боясь каких-то последствий или просто не доверяя ребенку. В результате, у человека отсутствует большое количество практического бытового опыта и присутствует страх ошибки от непонимания собственных возможностей. Наученная беспомощность также может быть результатом негативной обратной связи.
Недостаток опыта же, более индивидуальная штука, тут страх ошибки может выражаться как в полном избегании и отстранении, так и в увеличенном времени работы над задачей в целях повысить собственную квалификацию.
Преувеличение сложности задачи. Сталкиваясь с новой задачей, мы, естественно, производим оценку. Нам важно понять и прикинуть сложность. Самое интересное, люди часто склонны преувеличивать сложность простых задач и ставить себя же в ступор. (Это когнитивное искажение называется “Эффект тяжело-легко”) В результате запускается целая цепочка реакций, которая приводит к отстранению от поставленной задачи в связи с нежеланием получить результат, не соответствующий тому, который мы сами ожидаем. Статистически, такой вид страха ошибки больше присущ людям творческих профессий (особенно тем, кто зарабатывает фрилансом) ввиду частого отсутствия четкого порядка действий.
Самозапугивание. По сути, это является ответвлением искажения “Катастрофизации”. Нам намного легче воспринимать и перенимать негативные эмоции. В результате, когда мы сталкиваемся с вещами, вызывающими у нас стресс — мы преувеличиваем их масштабы. Раздуваем из мухи слона, если хотите. Страх ошибки тут не исключение вовсе. Самозапугивание может довести до полного отказа что-либо делать.
Мы разобрали только часть причин, которые могут вызывать в нас страх сделать что-то не так, однако везде заметна одна и та же вещь — мы упускаем из виду ценность ошибки. Опыт. В силу многих обстоятельств (во многом персональных) взрослые чаще наказывают детей за ошибки, нежели объясняют им их ценность. И, что забавно, в этом и есть очень частая воспитательная ошибка. Когда ребенка ругают в случае неудовлетворительного результата, то он скорее предпочтет не повторять этого действия, чтобы не разочаровать значимого взрослого (или не получить подзатыльник). Усвоенный опыт не будет соответствовать тому, который он мог бы получить в результате спокойной беседы. Процесс прекращения совершения того или иного действия для исключения негативного стимула называется негативным закреплением или избегающим научением.
К сожалению, бороться со страхом ошибаться можно только методом проб и ошибок. (:-) ) Важно понять и запомнить, что результат не всегда должен соответствовать ожиданиям. А ошибки могут дать намного больше, чем мы думаем. Опыт. Выработка новых умений, отработка старых, формирование тех или иных поведенческих паттернов требует времени и усилия. Не стоит бояться совершить ошибку. Бездействие намного страшнее.
Ресурсы:
- Beck AT. (1976). Cognitive therapies and emotional disorders.
- George A. Miller, Eugene Galanter, Karl H. Pribram Plans and the Structure of Behavior, 1960, S. 59 ff.
- Pavlova T S, Kholmogorova,A.B. (2017). Psychological factors of social anxiety in Russian adolescents. Psychology in Russia, 10(2), 195. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0212
- Thompson, Foreman, P., & Martin, F. (2000). Imposter fears and perfectionistic concern over mistakes. Personality and Individual Differences, 29(4), 629–647.